Ольга Переяславцева
Формирование коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством взаимодействия с семьёй.
Сложная структура речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья определяет необходимость проведения планомерной, системной коррекционной работы по устранению различных дефектов и формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Самостоятельно данный контингент детей с этой проблемой справиться не сможет. Не случайно, на Руси издавна называли семью «Малой церковью». Ведь семья — это самое святое, что есть в жизни каждого человека, а ребёнок в семье — бесценный дар Божий, которого родители должны достойно воспитывать и обучать. А весь процесс обучения и воспитания проходит через слово.
Публикация «Формирование коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Но из-за нехватки свободного времени, перегрузки на работе, а иногда и педагогической неосведомлённости и некомпетентности в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ заметно снижен процесс взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения.
Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна, т. к.
- традиционные формы взаимодействия с семьёй дают низкий уровень вовлечения родителей в процесс формирования коммуникативной функции речи;
- подрастающее поколение всё реже может слышать образец красивой и правильной речи;
• хорошее владение языком, речью - это искусство, которому нужно учиться.
Таким образом, в моей работе возникла необходимость в построении определённой системы работы детского сада и семьи, основанного на сотрудничестве, в формировании коммуникативной функции речи детей с различными расстройствами как средства коррекции речевых и личностных расстройств данной категории детей.
Целью деятельности являлась разработка системы мероприятий по созданию условий взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросе формирования коммуникативной стороны речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия, формирование положительного интереса к изучению родного языка в семьях данной категории детей с целью предупреждения в последующем стойких речевых нарушений и возможных психологических нарушений, основанных на этой проблеме.
• Для достижения данной цели определены следующие задачи:
• 1) разработка и применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по формированию лингвистических основ родного языка;
• 2) формирование активной позиции родителей при участии их в коррекционно-образовательном процессе;
3) привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов коррекционного обучения и воспитания, их психоэмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития, а также полноценной подготовке детей с ОВЗ к жизни и общению в социуме. Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. В ходе изучения семей выявлены следующие данные:
• .
• Всё это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьёй.
По результатам исследования мной был составлен алгоритм взаимодействия с семьёй. Он включает в себя 6 стадий, которые носят следующие названия:
-поиск контактов при первой встрече;
- обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке;
- установление общих требований к воспитанию ребёнка;
- упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
- реализация индивидуального похода;
- совершенствование педагогического сотрудничества.
На втором этапе педагогического исследования был составлен план работы с семьёй. Он включал в себя:
-Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, еженедельные беседы, родительская почта;
- Обучение практическим умениям: как правильно закрепить поставленный звук, как учить стихи с детьми, правильное обучение чтению и т. д.
Использовались следующие формы работы с родителями : тематические консультации, заседания семейного клуба, лектории, родительские собрания, беседы, психологические тренинги, семинары-практикумы, групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.
Автором опыта применены традиционные формы такие как : коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Это родительские собрания, на которых организованно идёт ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания и обучения детей - логопатов в условиях специальной логопедической группы. Повестка дня родительских собраний разнообразна и формулировалась с учётом пожеланий родителей. Например, «Да будет слово ваше не скверно». Диалог с родителями велся с использованием методов активизации родителей: использовались примеры, вопросы, рекомендации, анализ педагогических ситуаций. Так было проведено заседание родительского клуба: «Как появляются имена птиц». Подготовка к мероприятию велась активно – заранее готовились индивидуальные приглашения, заполнялись мини-анкеты, оформлялись стенды и альбомы.
В исследовании широко использованы и индивидуальные формы работы с родителями беседы, цель которых обмен мнениями по различным вопросам. Их особенность – активное участие педагога и родителей. Беседа могла возникать стихийно по инициативе и родителей или педагога.
Тематические консультации по запросам родителей на различные темы используются в исследовании с целью ответить на все вопросы, интересующие их. Некоторые темы освещались в еженедельной рубрике на страницах местных газет «Старооскольский курьер», «Педагог. Вожатый. Родитель». Работал почтовый ящик «Спрашивайте-ответим». Выпускали групповую газету «Речевичок» Главное назначение консультации – то, что родители могли получить у педагогов детского сада квалифицированный ответ и поддержку в вопросах формирования как бытовой, так и общепринятой лексики, отвечающих литературным нормам и нормам общественного поведения.
Положительно себя зарекомендовали памятки для родителей на различные темы: «Русский язык – национальное богатство», «Как создавали загадки»,"Заглянем в бабушкин сундук», «Слова-родственники», «Добрые слова», «Экология речи» и т. д. В них чётко, кратко, лаконично излагалась необходимая информация.
Использовались видеофрагменты с занятий и праздников, фотографии, выставки детских и совместных с родителями работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Мной применялись также и нетрадиционные формы общения с родителями (заседания семейного клуба, ведение и оформление альбома-летописи группы «Праздник красивого звука», составление генеалогических древ семей, кулинарное шоу и т. д., которые пользовались огромной популярностью.
Семейный клуб «Раз – словечко, два – словечко» – его работа повысила компетентность родителей, вызвала интерес к проблеме формирования культуры речи, вселила уверенность в своих силах, сплотила коллектив родителей, дала возможность познакомиться с опытом семейного воспитания, обменяться мнениями. Большим подспорьем в работе клуба явилась библиотека специальной литературы по коррекции речи.
В процессе разнообразных форм взаимодействия автором широко использовались методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Методы, используемые в ходе исследования, имеют активизирующий характер, - это вопросы, излагаемые с целью ознакомления с лингвистическими основами русского языка, постановкой дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании использовались методы в их совокупности: беседа, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ, ответов на мини-анкеты.
Активно использовался игровой метод активизации родителей, интерес у родителей формировался на примере различных игр, например, артикуляционные, лексические, грамматические (придумывание загадок, викторина «Откуда эти строки?», «Три дерева», «Домики для слов» и др.). .
Таким образом, постепенно формировался эталон семейного и социального речевого общения. Обсуждение актуальных проблем в воспитании и обучении, учёт пожеланий родителей, использование методов их активизации способствовали формированию адекватной родительской позиции.
Анализ проведё нной работы показал:
- у родителей появился интерес к работе по формированию коммуникативной функции у детей, воспитанию;
- увеличилось количество обращений за индивидуальной консультацией;
• возрос интерес к вопросу изучения русского языка, к мероприятиям, проводимым в детском саду на данную тему, значительно увеличился количественный состав их участников.
Таким образом, было выявлено, что концептуальные подходы к организации взаимодействия с семьёй в процессе формирования коммуникативной стороны речи у детей с проблемами в развитии, необходимо строить на признании главенствующей роли семьи, как первого воспитателя ребёнка, на создание атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, создания условий для творческого поиска и развития, признания сильных сторон семьи и детского сада.