МААМ-картинки

Формирование коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Переяславцева
Формирование коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством взаимодействия с семьёй.

Сложная структура речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья определяет необходимость проведения планомерной, системной коррекционной работы по устранению различных дефектов и формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Самостоятельно данный контингент детей с этой проблемой справиться не сможет. Не случайно, на Руси издавна называли семью «Малой церковью». Ведь семья — это самое святое, что есть в жизни каждого человека, а ребёнок в семье — бесценный дар Божий, которого родители должны достойно воспитывать и обучать. А весь процесс обучения и воспитания проходит через слово.

Темочки:

Но из-за нехватки свободного времени, перегрузки на работе, а иногда и педагогической неосведомлённости и некомпетентности в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ заметно снижен процесс взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения.

Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна, т. к.

- традиционные формы взаимодействия с семьёй дают низкий уровень вовлечения родителей в процесс формирования коммуникативной функции речи;

- подрастающее поколение всё реже может слышать образец красивой и правильной речи;

• хорошее владение языком, речью - это искусство, которому нужно учиться.

Таким образом, в моей работе возникла необходимость в построении определённой системы работы детского сада и семьи, основанного на сотрудничестве, в формировании коммуникативной функции речи детей с различными расстройствами как средства коррекции речевых и личностных расстройств данной категории детей.

Целью деятельности являлась разработка системы мероприятий по созданию условий взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросе формирования коммуникативной стороны речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия, формирование положительного интереса к изучению родного языка в семьях данной категории детей с целью предупреждения в последующем стойких речевых нарушений и возможных психологических нарушений, основанных на этой проблеме.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

• 1) разработка и применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по формированию лингвистических основ родного языка;

• 2) формирование активной позиции родителей при участии их в коррекционно-образовательном процессе;

3) привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов коррекционного обучения и воспитания, их психоэмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития, а также полноценной подготовке детей с ОВЗ к жизни и общению в социуме. Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. В ходе изучения семей выявлены следующие данные:

• .

• Всё это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьёй.

По результатам исследования мной был составлен алгоритм взаимодействия с семьёй. Он включает в себя 6 стадий, которые носят следующие названия:

-поиск контактов при первой встрече;

- обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке;

- установление общих требований к воспитанию ребёнка;

- упрочение сотрудничества в достижении общей цели;

- реализация индивидуального похода;

- совершенствование педагогического сотрудничества.

На втором этапе педагогического исследования был составлен план работы с семьёй. Он включал в себя:

-Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, еженедельные беседы, родительская почта;

- Обучение практическим умениям: как правильно закрепить поставленный звук, как учить стихи с детьми, правильное обучение чтению и т. д.

Использовались следующие формы работы с родителями : тематические консультации, заседания семейного клуба, лектории, родительские собрания, беседы, психологические тренинги, семинары-практикумы, групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.

Автором опыта применены традиционные формы такие как : коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Это родительские собрания, на которых организованно идёт ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания и обучения детей - логопатов в условиях специальной логопедической группы. Повестка дня родительских собраний разнообразна и формулировалась с учётом пожеланий родителей. Например, «Да будет слово ваше не скверно». Диалог с родителями велся с использованием методов активизации родителей: использовались примеры, вопросы, рекомендации, анализ педагогических ситуаций. Так было проведено заседание родительского клуба: «Как появляются имена птиц». Подготовка к мероприятию велась активно – заранее готовились индивидуальные приглашения, заполнялись мини-анкеты, оформлялись стенды и альбомы.

В исследовании широко использованы и индивидуальные формы работы с родителями беседы, цель которых обмен мнениями по различным вопросам. Их особенность – активное участие педагога и родителей. Беседа могла возникать стихийно по инициативе и родителей или педагога.

Тематические консультации по запросам родителей на различные темы используются в исследовании с целью ответить на все вопросы, интересующие их. Некоторые темы освещались в еженедельной рубрике на страницах местных газет «Старооскольский курьер», «Педагог. Вожатый. Родитель». Работал почтовый ящик «Спрашивайте-ответим». Выпускали групповую газету «Речевичок» Главное назначение консультации – то, что родители могли получить у педагогов детского сада квалифицированный ответ и поддержку в вопросах формирования как бытовой, так и общепринятой лексики, отвечающих литературным нормам и нормам общественного поведения.

Положительно себя зарекомендовали памятки для родителей на различные темы: «Русский язык – национальное богатство», «Как создавали загадки»,"Заглянем в бабушкин сундук», «Слова-родственники», «Добрые слова», «Экология речи» и т. д. В них чётко, кратко, лаконично излагалась необходимая информация.

Использовались видеофрагменты с занятий и праздников, фотографии, выставки детских и совместных с родителями работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Мной применялись также и нетрадиционные формы общения с родителями (заседания семейного клуба, ведение и оформление альбома-летописи группы «Праздник красивого звука», составление генеалогических древ семей, кулинарное шоу и т. д., которые пользовались огромной популярностью.

Семейный клуб «Раз – словечко, два – словечко» – его работа повысила компетентность родителей, вызвала интерес к проблеме формирования культуры речи, вселила уверенность в своих силах, сплотила коллектив родителей, дала возможность познакомиться с опытом семейного воспитания, обменяться мнениями. Большим подспорьем в работе клуба явилась библиотека специальной литературы по коррекции речи.

В процессе разнообразных форм взаимодействия автором широко использовались методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Методы, используемые в ходе исследования, имеют активизирующий характер, - это вопросы, излагаемые с целью ознакомления с лингвистическими основами русского языка, постановкой дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании использовались методы в их совокупности: беседа, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ, ответов на мини-анкеты.

Активно использовался игровой метод активизации родителей, интерес у родителей формировался на примере различных игр, например, артикуляционные, лексические, грамматические (придумывание загадок, викторина «Откуда эти строки?», «Три дерева», «Домики для слов» и др.). .

Таким образом, постепенно формировался эталон семейного и социального речевого общения. Обсуждение актуальных проблем в воспитании и обучении, учёт пожеланий родителей, использование методов их активизации способствовали формированию адекватной родительской позиции.

Анализ проведё нной работы показал:

- у родителей появился интерес к работе по формированию коммуникативной функции у детей, воспитанию;

- увеличилось количество обращений за индивидуальной консультацией;

• возрос интерес к вопросу изучения русского языка, к мероприятиям, проводимым в детском саду на данную тему, значительно увеличился количественный состав их участников.

Таким образом, было выявлено, что концептуальные подходы к организации взаимодействия с семьёй в процессе формирования коммуникативной стороны речи у детей с проблемами в развитии, необходимо строить на признании главенствующей роли семьи, как первого воспитателя ребёнка, на создание атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, создания условий для творческого поиска и развития, признания сильных сторон семьи и детского сада.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 14 января 2020 в 12:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Переяславцева (УИ 384392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД