Надежда Платонова
Формирование композиционных умений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование композиционных умений у дошкольников
Одной из главных задач развития детского творчества является научить ребенка осознанно использовать различные элементарные основы изобразительной грамоты, чтобы с наибольшей полнотой выражать свои представления об окружающем, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение. Для решения этой задачи необходимо усвоение основ композиции.
Публикация «Формирование композиционных умений у дошкольников» размещена в разделах
Композиция (в переводе с латинского) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно- тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов. Главная задача при выборе композиции – так расположить элементы изображаемого, чтобы второстепенные элементы подчеркивали главный и «дружили» между собой. При решении композиционных задач нужно учитывать такие понятия, как: пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, перспектива, симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, выразительность и гармония.
С понятиями ритм, симметрия, контраст можно познакомить детей на занятиях по декоративному рисованию, на которых дошкольники рассматривают предметы народного декоративно – прикладного искусства, выясняют, какие цветовые сочетания характерны для каждого из них, из каких основных элементов состоят, как ритмично располагаются элементы росписи. Во время непосредственно процесса декоративного рисования дети учатся находить композиционный центр, соблюдать ритм в узорах, симметричность, соблюдать соразмерность элементов узора, располагать узоры на различных формах.
Большую роль в развитии композиционных умений в рисовании у дошкольников принадлежит знакомству с искусством. Книжная графика не только помогает детям глубже и полнее понять текст, но и формирует художественный вкус, развивает эстетически. Иллюстрация является первым художественным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это первая ступенька в понимании детьми других видов искусства. Рассматривая и анализируя иллюстрации, дети под руководством взрослого подмечают, как художники подчеркивают важность главного героя – расположением, размером, цветом.
Огромное влияние на развитие композиционных навыков у дошкольников оказывают занятия по сюжетному рисованию. Именно на них дети самостоятельно стараются предать выразительность своему рисунку, продумывают расположение объектов рисунка, передают движение и эмоции героев. А помочь в этом могут театрализованные сценки и этюды, разыгрываемые на занятии.
Кроме этого, важно на любом занятии по изобразительной деятельности спрашивать детей, как лучше разместить изображаемые объекты, обращая внимание на то, как изменится размер и яркость от их расположения.
Таким образом, работа по развитию композиционных умений сложная, но очень необходимая для развития детей.