Алеева Елена Владимировна
Формирование интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста в театральной и танцевальной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Авторы: музыкальные руководители д/с № 164 "Весточка" Алеева Е. В., Белобрюхова Т. В.
До того, как в жизни древних людей появилась речь, они искали другие средства общения: передавали информацию с помощью жестов и мимики, криков, звуков различной высоты и силы. Ребёнок, который только научился стоять на ногах, о многом может «рассказать» : выспался ли он, рад или расстроен? Уже в младенческом возрасте он способен различать голос матери среди остальных голосов, и даже понимать её настроение - сердится она или довольна им.
Публикация «Формирование интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста в театральной и танцевальной деятельности» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Благодаря природе мы имеем прекрасную возможность передавать свои эмоции, чувства и настроение с помощью интонации. Известный ирландский драматург и философ 19 века Бернард Шоу сказал: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз».
Интонация – это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Интонационная выразительность речи состоит из следующих компонентов: мелодика - движение голоса по высоте, то есть его скольжение вверх и вниз от основного тона; темп - скорость речевого высказывания; пауза - временная остановка в речи; сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания; логическое ударение - выделение голосом отдельных слов; фразовое ударение - выделение голосом группы слов; ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения; тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи.
Таким образом, умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску, обеспечивается интонационная выразительность речи. С помощью интонации человек доводит высказывание до полной завершенности, выражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства и переживания. От того, насколько сформирован речевой слух и речевое дыхание, развито слуховое внимание и умение пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом, зависит правильное использование интонационных средств выразительности.
Из практики мы знаем, что многие дошкольники могут неплохо подражать взрослым, точно передавать их интонацию, улавливать на слух различные оттенки речи. Если у детей хорошо развит речевой слух, это дает им возможность различать в речи взрослых ускорение и замедление темпа речи, замечать повышение и понижение громкости голоса, улавливать различные оттенки речи. А так же помогает детям шире использовать различные средства выразительности в собственной речи.
Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания и более точно выражать свои мысли.
Как правило, интонационной выразительностью речи дети овладевают в процессе общения с взрослыми, преимущественно к пятилетнему возрасту. Работу по развитию выразительности речи необходимо проводить в два этапа:
1. Формирование навыков восприятия интонации
2. Формирование навыков её использования в собственной речи.
Формирование интонационной культуры речи осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и не вербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности : пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.
Интонационной выразительности в театрализованной деятельности уделяется особое внимание, т. к. она позволяет каждому ребенку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей обогащается и активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, развивается дикция, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.
В театрализованной деятельности работа над интонационной выразительностью строится поэтапно:
1. Определение характера героя, демонстрация, движения данного героя
2. Выбор соответствующей интонации, характеризующей героя
3. Формирование обобщенных представлений о характере речи данного образа в целом
4. Творческая передача образа героя или ситуации (выразить радость, страх, печаль)
5. Исполнение сказки по ролям с музыкальным сопровождением.
Для достижения интонационной выразительности речи дошкольников необходимо проводить подготовительные упражнения – артикуляционную гимнастику и фонопедические упражнения. Также полезно произносить междометия, выражая голосом разные чувства:
Усталость: УФ!
Отвращение: ФУ!
Презрение: ФИ!
Испуг: АX!
Удивление: ОЙ …
o Боль: АЙ!
o Восторг: ОГО!
o Повеление: НО!
o Сомнение: НУ?
o Призыв: АУ! ЭЙ!
o Укоризна: Ай-я-яй! То-то!
o Сожаление: Ой-ё-ёй!
Можно произносить любую гласную букву, например, «о» с разной интонацией : удивленно, радостно, испуганно, восторженно, вопросительно, задумчиво, с сожалением.
Предлагаем упражнения на развитие интонационной выразительности.
1. «К кому пришел?» (Упражнение на развитие силы и высоты голоса)
Взрослый предлагает ребенку шапочки козлёнка, волчонка, охотника. Ребёнок по очереди надевает шапочки и, в зависимости от образа, произносит фразу: «Волк пришел» с разной интонацией : с испугом (козлёнок, радостью (волчонок, с удивлением (охотник).
2. «От кого ушёл?» Условия те же, но необходимо произнести фразу «Волк ушел» с радостью (козлёнок, с сожалением (волчонок, с досадой (охотник).
3.«Угадай, как надо делать» (Упражнение на умение определять на слух темп речи)
Взрослый читает стихотворение, постепенно ускоряя темп, дети хлопают в ладоши, подстраиваясь под темп речи :
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва -
Кап, кап, кап, кап. (Медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять-
Кап, кап, кап, кап. (Хлопки чаще)
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей.
Кап, кап, кап, кап. (Быстрые хлопки)
3. «Лягушки» (Упражнение на развитие речевого слуха и различие голосов по тембру)
Дети встают в круг, в центре с завязанными глазами водящий. Дети идут по кругу и произносят: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Фразу «Ква-ква-ква!» произносит один ребёнок, на которого укажет взрослый. Водящий должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».
4. «Разговоры» (Упражнение на развитие высоты и тембра голоса (мелодика).
Дети изображают разговоры животных друг с другом: мама – лягушка («ква – ква - ква!» низким голосом) и лягушата («ква – ква – ква» высоким голосом); белочка («цок - цок – цок» высоким голосом) и ёжик («пых – пых – пых» низким голосом); птичка («чив – чив – чив» высоким голосом) и рыбка («бульк – бульк – бульк» - низким).
5. «Вы мне утром звонили» (Упражнение на развитие логического ударения).
Взрослый произносит предложение столько раз, сколько в нем слов. Необходимо делать каждый раз ударение только на одном - новом слове.
o Вы мне утром звонили? — (Я).
o Вы мне утром звонили? — (Вам).
o Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).
o Вы мне утром звонили? — (Звонил).
Передавать свои эмоции, чувства и настроение можно не только с помощью голоса, но и через танцевальные движения, пластику. В исполнении танца недостаточно лишь правильно и технично выполнять танцевальные движения. Ведь танец это маленькое представление, но дети ещё не профессионалы, хотя уже артисты. Ребёнку сложно запомнить последовательность всех движений, комбинаций и перестановок. И очень часто, усердно стараясь исполнить всю эту последовательность, ребенок танцует весь номер с серьезным выражением лица, сосредоточившись, будто решает математическую задачку. А ведь умение выразить эмоции и образ, используя при этом мимику, пантомимику, жесты и голос является неотъемлемой частью успешного исполнения танцевальной композиции. Эмоциональная выразительность - это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Она зависит от уровня развития мимики, степени развития пластики ребёнка, разнообразия и богатства жестов, темперамента. Лицо должно работать, гармонировать с движениями. Поэтому развитие артистичности и эмоциональной выразительности детей является основной задачей педагога хореографа.
В процессе занятий необходимо использовать игры и упражнения, которые решают такие задачи, как развитие фантазии, снятие эмоционального и физического напряжения, снятие зажимов и раскрепощение, постановка дыхания, дарят эмоциональный заряд и уверенность. Лучший способ для развития выразительности лица, сохраняя при этом детскую непосредственность, является игра, ведь именно игра в дошкольном возрасте - это основной вид деятельности. Поэтому большая часть занятия хореографией уделяется играм с использованием образов и перевоплощений, пальчиковым и дыхательным играм, творческим заданиям, а также играм на внимание.
Для этого можно использовать следующий комплекс упражнений под названием «Радуга настроения», который состоит из трех частей:
1. Разминка.
2. Маски.
3. Живое лицо.
В процессе разминки выполняются упражнения для всех частей лица, которые проходят по принципу постепенного усложнения координации и увеличения темпа.
Вот основные элементы движений разминки:
o Поджать губы в ниточку.
o Изобразить воздушный поцелуй.
o Нижней губой постараться дотянуться до носа, то же самое двумя губами.
o Надуть поочередно, то одну, то другую щеку.
o Надуть две щеки.
o Втянуть две щеки.
o Сморщить и расслабить нос.
o Приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхаем носом воздух).
o Моргнуть двумя глазами.
o Моргать поочередно.
o Глаза поднять вверх и опустить вниз.
o Движение глаз из стороны в сторону.
o Движение глаз по кругу в одном направлении и в другом.
o Поднять вверх брови «удивиться».
o Опустить брови вниз «нахмурится».
Во второй части «маски» дети выполняют упражнения на развитие мимики.
На этом этапе нужно постараться добиться яркого и выразительного лица, исполняя то или иное упражнение. В дошкольном возрасте детям сложно создать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить.
Упражнения на развитие мимики:
o Радостная улыбка – рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.
o Удивление – нижняя челюсть оттягивается вниз, рот раскрывается буквой «О», брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
o Испуг – голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.
o Плач – этот вид маски можно проучивать как живое лицо, только следить за тем, чтобы дети не использовали руки и голос.
o Кокетство – голова слегка наклонена или повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.
o Ненависть – губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят исподлобья.
«Маски» выполняются под музыку. Одну музыкальную фразу дети удерживают «маску», на другую отдыхают, постепенно увеличивая скорость возникновения и исчезновение «маски». Постепенно дети добиваются быстрых переходов из одной «маски» в другую. Эти упражнения должны проходить «красной нитью» через все занятие. Допустим, на танцевальной разминке : одно упражнение делаем с улыбкой, другое с грустью. Одну и ту же танцевальную комбинацию можно исполнить с разными «масками», учитывая один нюанс: движения должны соответствовать той или иной «маске».
В заключительной части упражнение «живое лицо», где происходит эмоциональная передача образа: лицо не «застывает» в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключается работа всего тела, а именно руки, корпус, наклоны и повороты головы.
Дети с большим удовольствием занимаются этими упражнениями. Это не занимает много времени на занятии, но доставляет детям радость, поднимает настроение. Необходимого эффекта можно достичь, если занятия будут регулярными.
Еще одним хорошим средством развития артистизма и эмоциональности являются этюды на изображение животных, они развивают фантазию и наблюдательность детей.
Использование игр, творческих заданий, комплексов упражнений для мышц лица обогатят исполнительское мастерство дошкольников, позволяя педагогу перейти к более сложным видам хореографии. Дети могут исполнить не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая, роль или образ.
Благодаря постоянной и целенаправленной работе по развитию эмоциональности и артистизма, дети становятся более раскованными, яркими и неповторимыми. И тогда им будет по плечу любой танцевальный образ. Если считать человеческое тело оркестром, а части тела – инструментами, то чем больше задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наш танец.
Литература
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. ( Внимание: дети). - № :. Ральф, 2000.
2. Буренина А. И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2002.
3. Янаева Н. Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М. : Релиз. - 2004. – 34-37.
4. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М. 1985.
Метлов Н. А. Музыка и дети. – М., 1985.
5. Груздова И. В., Сергеева Т. В. и т. д. Играем с классикой: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей и родителей. – Тольятти 2011.
6. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005.