Султанова Наталья
Формирование интереса к художественному слову у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок небылиц.
Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно- образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Публикация «Формирование интереса к художественному слову у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческим голосом, поют, пляшут, играют и т. д. Настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторые баловства – вот в чем особенность и приоритет фольклорных занятий.
Фольклорно – игровые занятия с использованием малых фольклорных форм с детьми младшего возраста деятельность специфическая и требует от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства.
В работе мы применяем методические приемы:
- пальчиковая гимнастика (показ);
- использование игрового персонажа (кошечки, петушка, курочки, козлика и т. д.);
- речевые (процесс говорения как образец);
- инсценирование (элементы игры драматизации);
- действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развивать их фантазию).
Знакомство ребенка с малыми фольклорными формами начинается с песенок, потешек. Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимо собственное участие, действие. Так рассказывая потешку или прибаутку, лучше всего использовать пальчиковую гимнастику.
Например, наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Сорока белобока кашу варила», «Этот пальчик- дедушка». Малыш уже ждет момента, когда надо будет расставить пальчики и повернуть руками под слова «Вместе дружная семья».
Знакомя малышей с некоторыми потешками «курочка - рябушка», «наши – уточки», «кисонька – мурысенька», воспитатель побуждает их к подражению крику птиц, животных. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалась в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, краткость и выразительность.
Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Фольклорное занятие для детей младшего возраста
«КОЗА – РОГАТАЯ»
Структура занятия:
- Приветствие (фольклорное). Введение в занятие.
- Представление темы «Коза – рогатая»
- Использование игровых действий.
- пальчиковая гимнастика на материале потешек и прибауток.
Программное содержание:
- Закрепить у детей знание произведений малых фольклорных форм.
- Знакомить детей с русской народной игрушкой.
- Развивать любовь к русским народным пестушкам, потешкам, прибауткам.
Предварительная работа: Разучивание потешек, пестушек, прибауток.
Материал: козочка, сорока (игрушки, кастрюля.
Ход занятия:
Воспитатель приносит в группу козочку (игрушку). Дети подходят к козочке и гладят ее.
Воспитатель: (приговаривает)
Ласковая козочка,
На головке розочка,
Козочка ты люся,
Тебя не боюсь я.
(гладит козочку и обращается к детям). А вы знаете ребята кА козочка кричит?
Дети: Ме-ме-ме!
Воспитатель:
Ты попрыгай, поскачи,
Пока стынут калачи.
Остудятся калачи
Снова прыгай и скачи.
(Воспитатель поворачивается, ведет детей за собой. Ребята передвигаются легкими скачками.)
У тебя есть рожки,
На ногах – сапожки,
Не грози рогами,
Не топай ногами.
(Воспитатель и дети показывают рожки и топают ногами)
Воспитатель приносит сороку (игрушку)
Проводится инсценировка русской народной потешки «сорока – белобока».
Воспитатель: Сорока-сорока
кашу варила,
деток кормила,
(Водит по своей ладони).
Сорока (девочка). Этому дала,
Этому дала,
этому дала,
этому дала,
(Раскладывает воображаемую кашу в ладошки детей).
А этому не дала
(Грозит пальцем).
Воспитатель: Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе ничего нет!
(Разводит руками берет кастрюлю и ставит на стол).
Кто кашу не ест,
Того коза съест!
Воспитатель проводит игру, инсценируя русскую народную потешку
«Идет коза рогатая».
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ- топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Забодает,
Забодает,
Забодает.
(Воспитатель делает рожки делает вид, что пугает детей).
Дети: Ты коза нас не пугай,
Лучше молочка нам дай!
(Воспитатель «наливает молоко» (воображаемые действия). Далее дети исполняют свободную пляску под веселую русскую, народную музыку.