Ольга Скипина
Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Поиграй-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Скипина О. Н.
Заведующая
Филиала МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» -
детский сад «Колосок» д. Ломаева,
Тюменской области, Тобольского района
Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Поиграй-ка».
Становления личности человека особое значение имеет в периоде первых лет жизни развития ребенка. Нам известно, что в ходе развития дошкольника формируются такие интегративные качества, как: эмоциональность, любознательность, овладение средствами общения, отзывчивость, способность управлять своим поведением, умение решать интеллектуальные задачи, представление о семье и обществе, физическое развитие, овладение предпосылками учебной деятельности. Данные сформированные качества дошкольника - является результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада.
Публикация «Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством реализации проекта „Поиграй-ка“» размещена в разделах
Наблюдая за детьми было отмечено, что двигательная сказка – наиболее успешно формирует интегративных качеств дошкольников. Где система физических упражнений, объединенных одним сюжетом, направленна на совершенствование двигательных навыков и умений, развитие пантомимики и мимики. Данная система работы направленна на решение задач познавательного развития, а также сохранения и укрепления психического и физического здоровья воспитанников.
Нами был создан образовательный проект «Поиграй-ка», так как мы, педагоги, считаем, что двигательная сказка может быть одним из эффективных приёмов по формированию интегративных качеств дошкольников. Данный проект предполагает широкий выбор деятельности, по использованию двигательной сказки в работе по формированию интегративных качеств для всех участников образовательного процесса: детей и их родителей, педагогов ДОУ. Мы приняли решение провести исследование по реализации проекта.
На основании этого была сформулирована цель проекта : формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством двигательной сказки.
Определенны задачи проекта :
1. Обеспечить разностороннее развитие личности ребё нка: самостоятельность, творческую активность, выдержку, настойчивость.
2. Расширять знание детей : об окружающем мире, о живой и не живой природе.
3. Сформировать личностные характеристики дошкольников : умение согласовывать свои действия со сверстниками, умение сотрудничать и договариваться с другими детьми, помогая друг другу.
4. Совершенствовать речевое развитие детей : умение сочинять сказки на новый лад, обогащение словарного запаса, отстаивать свою точку зрения, и т. п.
Участники проекта : дети, родители и педагоги группы.
Возраст детей : 5 – 7 лет.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Периодичность: ежедневно.
Сроки реализации : 2 года.
Материалы и оборудование: группа наполненная разными видами театра с сказочными персонажами, спортивный уголок с разнообразным спортивным инвентарём, дидактические игры, иллюстрированные сборники сказок.
Объект исследования проекта : процесс формирования интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: двигательная сказка как средство формирования таких интегративных качеств, как самостоятельность, творческая активность, инициативность у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать проект, основанный на применении двигательных сказок, и выявить его эффективность в процессе формирования интегративных качеств детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: целенаправленное, поэтапное применение двигательных сказок в рамках разработанного проекта «Поиграй-ка» будет способствовать формированию самостоятельности, творческой активности, инициативности у детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты по проекту : формирование интегративных качеств дошкольников. Повышение самостоятельности, творческой активности, инициативности у детей. Повышение компетентности родителей по составлению двигательных сказок, проявление большей заинтересованности к жизни ребенка в детском саду, активное участие в постановках двигательных сказок.
Практическая значимость проекта :
•внедрена в практическую работу модель непрерывной образовательной деятельности по внедрению двигательной сказки;
•обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы в соответствии требованиям ФГОС ДО;
•разработано перспективное планирование по реализации проекта;
•подготовлены методические материалы (комплексы утренней гимнастики, сказочные этюды, подвижные игры, рекомендации для родителей).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, индивидуальные и групповые дидактические игры, сравнение, обобщение, статистический анализ полученных данных и др.
Степень новизны заключается в том, что разработан проект, основанный на применении двигательных сказок, направленный на формирование самостоятельности, творческой активности, инициативности у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного нами проекта «Поиграй-ка», основанного на применении двигательных сказок в непосредственно образовательной деятельности в детском саду.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный.
1. Определение целей и задач проекта.
2. Разработка содержания проекта.
3. Подбор литературы и наглядно дидактического материала, игр, пособий для реализации проекта.
4. Ознакомление родителей с проектом.
2 этап – практический.
5. Реализация проекта.
3 этап – аналитический.
На данном этапе проводится диагностика по комплексной методике Ясюковой Л. А. «Методика определения готовности к школе», которая позволяет изучить развитие интегративных качеств дошкольников.
Данный комплекс методик позволяет проанализировать развитие школьно-значимых функций, развитие когнитивной, мотивационно-потребностной и поведенческой сфер деятельности воспитанников.
Ведущим диагностическим методом выступает наблюдение.
Результаты формирования интегративных качеств отражаются в карте развития, которая включает данные наблюдения воспитателя за ребенком. Карта развития представляет собой таблицу, в которой даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка, относящиеся к каждому интегративному качеству (см. Приложение №1)
Продукт проекта :
• Показ придуманных сказок.
• Выставка книжек малышек с сочиненными сказками.
• Обобщение опыта работы по проекту.
Планируемая популяризация данного проекта будет осуществляться различными путями:
• через обобщения опыта на методических объединений педагогов Тобольского района;
• через участие в конкурсе инновационных проектов;
• через презентацию данного проекта для родителей ДОУ, педагогов;
• организацию публикаций в СМИ, в социальной сети работников образования.
Заключение
В соответствии с задачами проекта были изучены теоретические вопросы использования двигательной сказки в формировании таких интегративных качеств, как самостоятельность, творческая активность, инициативность у детей дошкольного возраста.
Было выяснено, что в ходе реализации проекта по формированию самостоятельности, творческой активности, инициативности посредством двигательной сказки, помогло нам достичь наибольшего эффекта в решении данной проблемы. Целенаправленное, поэтапное использование двигательной сказки способствовало формированию самостоятельности, творческой активности, инициативности у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога, 2000 г.
2. Блонский П. П. Дошкольный возраст. //Блонский П. П. Педология. – М., 2000.-с. 89-119.
3. Короткова Н. А., Нежнов, П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов. – М. : ПИ РАО, 2003. – 152 с.
4. Ожегова С. И., Толковый словарь, 1990г. / под ред. Шведовой Н. Ю.