Наталья Ассонова
Формирование гражданской компетентности детей старшего дошкольного возраста в аспекте социального развития.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гражданской компетентности
детей старшего дошкольного возраста
в аспекте социального разви тия.
Актуальность проблемы гражданского воспитания сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Одной из ключевых в системе модернизации образования является социально-гражданская компетентность, которая представляет собой готовность личности к активной общественно-значимой деятельности, самостоятельность и ответственность за собственную судьбу и за судьбу своей Родины.
Публикация «Формирование гражданской компетентности детей старшего дошкольного возраста в аспекте социального развития,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Гражданская компетентность детей дошкольного возраста предполагает наличие знаний о культурных ценностях, родном крае, городе, животом мире, народном искусстве, частично правовой культуре.
На наш взгляд, препятствием, затрудняющим процесс воспитания гражданственности детей дошкольного возраста, является отсутствие научно-обоснованной теоретической базы, не изученность начальной ступени формирования ребенка как гражданина.
Опросив родителей, мы выяснили, что 100% признают актуальность воспитания гражданственности в современных условиях; 90 % – считают, что воспитание гражданственности должно проходить в образовательных учреждения; 10 % - «только в семье». 33% - считают, что гражданственность следует воспитывать с рождения, а 47% - с момента, когда ребенок начинает осознавать себя.
Иными словами, уже с дошкольного возраста предполагается формирование гражданской компетентности, т. е обучению современным формам общения, подготовки к жизни в быстро меняющемся мире, развитию способностей осваивать новую информацию и принимать эффективные решения.
Развитие гражданской компетентности в нашем детском саду происходит через разные формы работы. Первоначальные представления даются на фронтальных занятиях. Все занятия я провожу в игровой форме, где присутствуют герои из сказок Прикамья. Они помогают создать проблему, которую дети решают, опираясь на свои знания и небольшой жизненный опыт, узнают от героев много нового и интересного.
В нашей группе работает дискуссионный клуб «Родные просторы». Еженедельно, мы с ребятами планируем разнообразную и интересную деятельность, направленную на обогащение знаний о Родине. Например, зная какой праздник приближается, мы заранее продумываем, как его будем праздновать, как отметим победителя какого-либо конкурса. Во время взаимосвязанных действий, развиваю у детей личностное общение, побуждаю детей высказывать свое мнение, размышлять. Это способствует активному познавательно-нравственному анализу детьми ситуации, сосредотачивается их вниманием на социально-гражданском аспекте деятельности.
Еженедельно мы с ребятами собираемся на пятиминутки, которые посвящены родным людям. С помощью видеофильма или альбома «Родословное древо» дети составляют рассказы о членах семьи, их увлечениях, семейных традициях.
Комментированное рисование – это игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, вносит занимательность. Основная задача направлена на рефлексию, уточнение знаний о понимании происходящих событий, которые ребенок пытается выразить через творчество. Рисунок ребенка сопровождается рассказом, я активизирую ребенка с помощью ролевого диалога.
Я считаю, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщению к миру его культуры. С этой целью, совместно с детьми и родителями, разрабатываются и активно внедряются проекты, ориентированные на воспитание гражданской позиции. Я использую разные типы проектов:
- исследовательско – творческие: результат оформляется в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые – с элементами творческих игр;
-инфорационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи);
- творческие - оформление в виде детского праздника, например «Театральная неделя». Групповой проект «Уральские самоцветы», «Мои друзья».
Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов – стали проекты: «Защитники Отечества», «История центральной улицы», «Традиции детского сада», «С днем рождения, Кунгур!» и т. д.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Используемые нетрадиционные формы работы направленные на гражданское воспитание, позволяют сочетать разные средства и методы, активизировать познавательную и эмоциональную сферу детей, направляют их самостоятельность, уважительное отношение к близким людям, сверстникам и сотрудникам детского сада. У детей появилось желание бережного и созидательного отношения к родному городу и родной стране. Дети стали понимать красоту в человеке, в жизни, в обществе.