Татьяна Васильева
Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:. Развитие грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.
Путешествие в сказку «Гуси - Лебеди».
Цель: развитие грамматических категорий устной речи в различных формах и видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи: - формировать умение изменять существительные по числам, родам и падежам, сочетать существительные с числительными;
Публикация «Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи, Путешествие в сказку „Гуси-лебеди“,» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- развивать умение составлять новые слова с уменьшительно – ласкательным значением, и образовывать прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные;
-закрепить умение составлять предложения по схеме с предлогами;
-развивать у детей исполнительское творчество в театрализованных миниатюрах;
-совершенствовать выразительность и эмоциональность речи у детей с речевыми нарушениями;
-развитие мелкой моторики;
-воспитывать интерес к русскому фольклору.
Ход занятия.
Оборудование: яблоня, русская печка, ткань для реки, домик Бабы Яги, сломанные игрушки, карточки с фруктами, рисунки хвостов животных, костюмы Машеньки, лебедей и лисы, игрушка Ванечка, пирожки по количеству детей, мяч, елки, нарисованные замки со схемами предлогов, предметные картинки.
1. Оргмомент
-Давайте вспомним русскую народную сказку «Гуси-лебеди», почему дети остались одни дома? (потому что родители уехали в город на рынок).
-Расскажите, почему Ванечку унесли Гуси – лебеди? (потому что Машенька оставила его одного, а сама убежала играть и за братца забыла)
Разыгрывание сюжета: Машенька посадила братца на пол, а сама уходит. Выбегают дети в костюмах лебедей и забирают Ванечку.
-Мы с вами сегодня отправимся в эту сказку и поможем Маше отыскать брата.
Шагают под музыку.
- По тропинке мы пойдем, прямо к яблоньке придем.
.Основная часть.
А) выполнение заданий около яблони
Маша: «Яблонька, подскажи, куда гуси - лебеди с моим братцем полетели?»
-какое задание выполнила Маша по просьбе Яблоньки? (стряхнула с ее веток плоды).
Упр. «Что выросло на дереве?» (сочетание существительных с количественными числительными)
На яблоне развешены карточки с разными фруктами.
-ребята, посмотрите, какая необыкновенная яблоня. Но мы в сказке, а в сказке может быть все что угодно.
-сколько на яблоне выросло яблок? Груш? Слив?.
Упр. «Какое варенье» (образование прилагательных от существительных)
-если сварить варенье из груш, какое это будет варенье? А из слив?.
-если сделать сок из винограда, какой это будет сок?.
Упр. «Чего не стало» (на развитие внимания, и образование Р. п. числительного с существительным)
Дети закрывают глаза. Убирается одна картинка с фруктами.
-чего не стало? (не стало трех груш…
-все задания вы выполнили, и яблонька показала, куда гуси унесли Иванушку.
Б) выполнение заданий у печки.
-шла Маша, шла, и увидела печку.
Маша: «Печка, подскажи, куда Гуси-Лебеди полетели?»
-о чем попросила печка Машу? (попробовать пирожок)
Упр. «Опиши пирожок»(подбор прилагательных, (вкусный, сочный, поджаристый, ароматный, пышный, золотистый, сдобный).
Упр. «Подбери слово» (сочетание в роде)
-в печи можно не только пирожки выпекать, но и другие хлебобулочные изделия. (на печке нарисованы картинки : хлеб, булочка, рожок, ватрушка, пирожки). О чем можно сказать мой, моя,мои.
- Давайте вспомним пальчиковую гимнастику, о походе в хлебный магазин.
Пальчиковая гимнастика
Мы пошли в магазин,
Там купили торт – один,
Ватрушек – две,
Плюшек – три,
А булок купили – целых четыре.
В) Лисичка.
Выбегает Лисичка и плачет.
- Лисичка, сестричка что случилось, почему ты плачешь?
Лисичка: «Злая Баба – Яга перепутала всем зверям лесным хвосты, и теперь мы сами на себя не похожи. Ребята, помогите разобраться, где чей хвост»
Упражнение «Чей хвост» (образование притяжательных прилагательных)
На наборное полотно выставляются хвосты разных животных, дети отвечают на вопрос : чей это хвост?
Лисичка: «Вот спасибо, помогли, пойду всем хвосты раздам правильно». Убегает.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дарики, дарики, летали комарики.
Летали, кружились,
Летали, кружились,
И в правое ухо вцепились.
Кусь! (Повторить несколько раз, меняя название части тела).
-По узкой тропинке от печки,
Мы доберемся до речки.
Г) Речка
Маша: «Речка, подскажи, гуда Гуси – Лебеди понесли моего братца, Иванушку?»
-что ответила речка Машеньке?
Упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами)с мячом.
Река – речка, вода – водичка, песок – песочек, рыба – рыбка, голубая вода – голубенькая водичка, камень – камешек, трава – травка, травушка, карась – карасик, зеленая трава – зелененькая травка.
Упражнение «Скажи наоборот» (образование антонимов)
Глубокая река – мелкая река, высокая трава – низкая трава, горячий песок – холодный песок, чистая вода – грязная вода, солнечный день – пасмурный день, большой камень – маленький камень, быстрая река – медленная река, много рыбы – мало рыбы, громко шуршит камыш – тихо шуршит камыш.
Дети по тропинке идут к домику Бабы – Яги.
Д) Домик Бабы – Яги.
- посмотрите, ребята, игрушки везде разбросаны. Наверно, Ванечка играл здесь, давайте соберем (дети собирают игрушки).
Упражнение «С чем играл Ванечка» (образование существительных в творительном и родительном падежах).
-С чем играл Ванечка? (с машинкой, с лошадкой, и т. д.)
- ребята, а игрушки – то все сломанные.
- Скажите без чего машинка? (без колеса)
- Без чего лошадка? (без ноги…
Упражнение «Открой замок» (составление предложения по схеме и распространение его путем введения однородных определений и дополнений)
- На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
-А замок непростой, он зашифрованный. Чтобы его расшифровать и дверь открыть, надо составить предложение по схеме.
-Что означает эта схема? (слово «на»)
- Составьте предложение по картинкам с помощью короткого слова «на».
Кот спит на диване.
-на каком диване спит кот?
Кот спит на мягком диване.
-Какой кот спит на мягком диване?
Пушистый кот спит на мягком диване.
-Какого цвета кот спит на мягком диване?
Черный пушистый кот спит на мягком диване.
Пальчиковая гимнастика
- На двери висел замок, Руки в замке
Никто открыть его не мог. Тянуть руки в разные стороны
Мы стучали, мы крутили, Движения по тексту
Разгадали и открыли.
-Машенька, скорей забирай Ванечку из домика.
-скорей отправляемся домой.
Гуси – лебеди кружатся, а дети перебегают и прячутся за речку, за печку, за яблоню.
3. Итог занятия.
- Прибежали дети домой, а тут и родители вернулись. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.