Косторева Екатерина
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: учитель-логопед Косторева Е. Ю.
Развивающий проект «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том числе мелкой моторики руки. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма : небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. У ребенка развивается тревожное состояние в школе. Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.
Публикация «Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Стремление написать красиво и четко важно и актуально.
В своей практической работе увидела проблему у детей в недостаточном формировании графических навыков. Поэтому для более эффективного овладения начальными навыками письма разработана рабочая программа, которую разделила на 3 направления: «Развитие руки», «Формирование графических навыков», «Продуктивная деятельность». Каждое направление имеет свои задачи и содержание. Все направления взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс. Интегрированные занятия позволяют избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
2. Развивать умение производить точные движение кистью и пальцами рук, стимулировать тактильные ощущения детей.
3. Формировать поэтапно графические навыки у детей.
4. Формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
5. Воспитывать волевые качества ребенка и уважительное отношение к своему и чужому труду.
Решение задач требует соблюдения следующих принципов:
Принцип системности и последовательности.
Принцип от простого к сложному.
Принцип интеграции детской деятельности.
Тип, вид и преемственность программы.
Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения графических навыков письма в период дошкольного обучения.
Методологической основой программы являются следующие положения:
Ориентация содержания - практическая.
Характер освоения – развивающий, обучающий.
Возраст обучающихся – 4 - 6 лет.
Условия реализации программы - в ходе совместной, образовательной и самостоятельной деятельности детей в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме.
направление «Развитие руки».
Задачи:
1. Упражнять в разных действиях: сжатие, расслабление, стимуляции тактильных ощущений, растяжение мышц рук.
2. Совершенствовать точные согласованные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
3. Развитие зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.
4. Воспитывать умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции.
2 направление «Формирование графических навыков».
Задачи:
1. Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме (правильной посадке при работе с тетрадью, положение листа, кистей руки, пишущегося инструмента).
2. Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.
3. Развивать пространственную ориентировку.
4. Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданием и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
5. Воспитывать пытливость, инициативу, любознательность.
3 направление «Продуктивная деятельность».
1. Способствовать развитию мускулатуры руки, координации движений.
2. Развивает свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
3. Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат:
У детей совершенствуется ручная умелость. Они умеют производить точные движение кистью и пальцами рук. Умеют ориентироваться на листе бумаги. Точно и правильно проводить вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы. Соблюдают гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша). С помощью продуктивной деятельности у детей формируются творческие способности, рука и глаз ребенка подготавливаются к процессу письма, учатся видеть форму и воспроизводить ее.
Информационно – методические рекомендации.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия особое внимание уделяю упражнениям на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Занятия в основном провожу в тетрадях с крупной и мелкой клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микро пространстве.