Челомбиева Светлана
Формирование функциональной грамотности дошкольников (естественно-научной направление)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Золотая рыбка» с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Формирование функциональной грамотности дошкольников
(естественно - научной направление)
Подготовила:
Старший воспитатель
Челомбиева Светлана Сергеевна
Публикация «Формирование функциональной грамотности дошкольников (естественно-научной направление)» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Челомбиева Светлана Сергеевна, я старший воспитатель МКДОУ д/с № 15 «Золотая рыбка» с. Арзгир. Вашему вниманию хочу предоставить мою педагогическую находку по теме «Формирование функциональной грамотности дошкольников (естественно - научное направление)
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С. Л. Рубинштейн (советский философ и психолог)
(слайд №1)
Что такое функциональная грамотность? (слайд№2)
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (слайд №3)
Направления функциональной грамотности (слайд № 6) перечислить
Естественно-научная грамотность : способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания, основанные на научных доказательствах.
Задачи ФГОС ДО:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• Формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (слайд №7)
Методы, способствующие формированию естественно-научной грамотности
(слайд № 8)
«Мозговой штурм»
«Синектика»
Противоречий
Морфологического анализа
Фокальных объектов
«Да-нетка»
Типовых приёмов фантазирования
«Золотой рыбки»
«Робинзона»
Метод золотая рыбка (слайд № 9)
Заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку.
Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное – фантастическое». ( Реальное: старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину. Фантастическое: золотая рыбка.)
Детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей.
Метод Робинзон (слайд № 10)
Это мысленный эксперимент: вы находитесь на необитаемом острове, у вас есть бесконечное количество предметов одного вида, и больше ничего. Нужно удовлетворить все свои потребности с помощью только этих предметов. Метод позволяет бороться с психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные, скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом.
Подойдет любой простой предмет в неограниченном количестве: карандаши, тарелки, ботинки, чайники, шляпы…
СДЕЛАТЬ ФОТО С ИНТЕРЕКТИВНЫМ ГЛОБУСОМ!
В УГОЛКАХ ПРИРОДЫ ДОБАВИТЬ ФОТО!
С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их. Однако в силу возраста его недостаточный личный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления живой и неживой природы достаточно сложны для понимания ребенком и требуют тесного взаимодействия его с взрослым, чтобы научиться устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Поэтому перед современными педагогами стоит особая, достаточно новая задача – это формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемент функциональной грамотности. На протяжении всего дошкольного периода педагоги должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности, эвристического мышления.
В нашей детском саду для реализации опытно-экспериментальной Пилотной площадки была организована предметно – пространственная среда с использованием лаборатории.
В лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы: упаковочные материалы различных размера и формы : стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под мороженого, йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые).
Также в лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: речной и морской песок, глину, разного размера и цвета камни, шишки, морские и речные ракушки. Детям мы предлагали поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых.
Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.
В работе с детьми стараемся создать атмосферу доверия, воспитанники могут задавать интересующие их вопросы.
При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольнико. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
В совместной работе с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, глины, камней.
Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Таким образом, путей развития дошкольника существует много, но исследовательская деятельность, по моему мнению, является одной из самых эффективных. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
И в заключении хотела сказать словами Тимирязева К. Е. : «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».