Анжела Безрукова
Формирование фонетико-фонематических средств родного языка у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Безрукова А. П. ,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «Центр развития ребенка – д/с № 56 «Сказка»
Ульяновской области города Димитровграда»
Публикация «Формирование фонетико-фонематических средств родного языка у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Аннотация. В статье рассматриваются пути решения проблемы формирования коммуникативных навыков; несформированности фонетико-фонематических средств языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса в условиях широкого внедрения игровых технологий. Предлагаемые решения апробированы в процессе реализации проекта «Весело играем, звуки, буквы изучаем».
Ключевые слова: образовательный стандарт, коммуникативные умения, игровые технологии, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи.
Речь в жизни каждого человека играет важную роль – она служит основным средством общения. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом.
Недоразвитие фонетико-фонематических средств речи проявляется у детей в нарушении звукопроизношения, в низкой спо-собности различать звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении звукового анализа слова. У некоторых детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, которые проявляются в смазанности артикуляции, интонационной бедности. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных операций.
Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть в дальнейшем при обучении в школе.
Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.
В современных условиях в коррекционно-образовательном процессе все более актуальной становится ориентация на методы, нацеленные на развитие способностей детей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Когда ребенок становится активным участником игровой познавательной деятельности, не просто воспринимает готовую информацию, а учится мыслить, ищет ответы на вопросы, рассуждает, решает проблему, «добывает знания» в ходе самостоятельного поиска, только тогда у него формируется чувство личной причастности, вовлеченности, усиливается интерес к приобретению новых знаний. Знания и навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. Сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Знания, полученные вместе с положительными эмоциями, остаются в нашей памяти на всю жизнь.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. «Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи.
Решая проблему несформированности фонетико-фонематических средств языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, я стремилась найти наиболее оптимальные методики использования продуктивной игровой деятельности при обучении детей на разных этапах, разнообразие и вариативность дидактического материала, которые помогают эффективнее преодолеть поставленные задачи.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка игрового пособия «Весело играем, звуки, буквы изучаем!». Учить детей правильной и красивой речи, учить весело и увлеченно играя, дать возможность поверить в свои силы, понять, что каждый ребенок талантлив и успешен – вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога.
Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, и мне приятно быть с ними в этой атмосфере радостных ощущений творческого поиска.
Создавая игровое пособие, я опиралась на опыт российских специалистов (Д. Б. Эльконина, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Нищевой,
З. Е. Агранович, Т. А. Ткаченко) и личный опыт работы, постаралась собрать и обобщить все методические приемы, "изюминки", помогающие дошкольникам эффективнее усвоить знания. Работа с пособием построена на ведущих принципах логопедической науки: принципе системного подхода; онтогенетическом принципе; принципе особого подбора речевого материала; принципе опоры на сохранные анализаторы.
Так как у детей с нарушениями речи проблемы с восприятием, запоминанием информации, для них необходимы яркие образы, не просто картинки, а мобильные движущиеся объекты.
Сначала использовались отдельные пособия и материалы, потом мне захотелось объединить все в одно игровое поле. Так получился "Звукоград", в котором жители - Звуковички (образы звуков русского языка) дружат между собой, играют, ходят в гости, катаются на различном транспорте и карусели, и одновременно обучают детей. Образы звуков в обычных фишках меня не устраивали, мне хотелось, чтобы дети прочно запоминали характеристики звуков. Так и пришла идея сделать "Звуковички - человечки". Они все сшиты вручную из фетра. Как и принято обозначение в добукварный период цветовое: гласные звуки - красные круглые фишки с глазками, у них открыты ротики (показывают артикуляцию звука); согласные твердые звуки - синие фишки с глазками твёрдые на ощупь; согласные мягкие звуки - зелёные фишки с глазками мягкие на ощупь. Звонкие согласные - с настоящими звенящими колокольчиками на шапочках, а глухие согласные - в наушниках. Все Звуковички можно не только увидеть, но и пощупать, и послушать. Таким образом, дети подключают кроме зрительных анализаторов ещё и слуховые и тактильные, а значит и быстрее и лучше всё усваивают.
Дети с большим интересом и восторгом играют со Звуковичками, путешествуют по всему городу "Звукограду".
Вся работа - игра ведется поэтапно, последовательно.
На первом этапе формируется внимания к звуковой стороне речи, формируется слуховое восприятие, умение различать неречевые и речевые звуки; умение сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи; узнавать людей по тембру их голоса; определять направление звука; формируются навыки элементарного анализа: выделение слова, как единицы речи, определение на слух длинное оно или короткое, деление на слоги по хлопку; знакомство с гласными звуками, и звуками раннего онтогенеза, уточнение их правильного произношения; выделение звуков из слов; определение наличия данного звука в слове; определение первого звука в слове, последнего звука в слове; нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
На последующих этапах постепенно задания усложняются, слова подбираются с различной сложной слоговой структурой, изучаются более трудные для произношения звуки. Звуки обозначаются буквами.
Так дети обучаются полному звуковому анализу слов любой структуры. Повышается их заинтересованность в коррекционных занятиях, улучшается усвоение материала, увеличивается речевая активность, повышается работоспособность, улучшаются нравственные и эстетические качества личности ребенка.
Данное игровое пособие выполнено на металлическом магнитном листе размером 1700,00 х 1000,00 мм (Рис. 1). На нем изображён город "Звукоград" с улицами (улица "Гласных", улица "Парных согласных", "Звонкая" улица, "Тихая" улица, различными по цвету домиками (красные, синие, зеленые, которые заселяют жители города Звуковички (изучаемые звуки).
Рис. 1. «Звукоград»
Изначально все домики пустые и заселяются постепенно, по мере изучения звуков и букв. Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью. Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. При изучении гласных звуков особое внимание уделяется положению губ.
Образец звука дается через звукоподражание, внимание ребенка обращается на работу органов артикуляционного аппарата. Знакомит детей с каждым новым другом - Звуковичком девочка Катя (Рис. 2). Она помогает анализировать артикуляцию и характеристику звука. У Кати меняется положение губ, в зависимости от артикуляции звука (дополнительное изображение губ на магните). Дети сами объясняют как расположены губы, зубы, где находится язык и выбирают подходящую артикуляцию.
Если звук звонкий, то появляется небольшой микрофончик (голос громкий, если звук глухой - Катя надевает наушники, и значок микрофона зачеркнут - значит голос не участвует, не слышен.
После знакомства со Звуковичком, дети сами определяют на какой улице и в каком домике он будет жить. На каждый домик закрепляется буква (из фетра, на магните) после ее изучения. Дети постепенно усваивают, что домик для звука – это буква.
На данном этапе воспитывается внимания к звуковой стороне речи, формируется фонематическое восприятие : уточняется правильное произношение звуков; развивается артикуляционная моторика; формируется умение различать на слух изученные гласные и согласные звуки, согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости, формируется умение характеризовать звук.
Затем Звуковичку предлагают поиграть, погулять по городу «Звукограду», покататься на звуковой карусели.
На игровом поле есть изображение карусели, на которую крепятся на магнитах фишки - Звуковички, буквы или картинки, в зависимости от поставленной цели (слияние звуков, чтение слогов из букв, подбор слов (картинок) на заданный звук или букву, или слог и т. д.).
На данном этапе работы формируется умение выделять звуки из состава слова;
умение подбирать слово на заданный звук или слог, а в дальнейшем и на заданную букву; умение определять наличие данного звука в слове (есть такой звук или нет); формируется навык анализа и синтеза обратных и прямых слогов; формируется навык чтения обратных и прямых слогов (буквенное чтение).
Путешествие по городу продолжается и после того, как на звуковой карусели подобрали друзей для Звуковичка (картинки с изображением предметов, в названии которых есть изучаемый звук) они все отправляются кататься на поезде.
Поезд "Слоговик", состоит из паровоза и трех вагонов с одним, двумя и тремя окнами-кармашками (количество слогов в слове) для картинок, изображений предметов. В кассе приобретаются билеты для друзей Звуковичка.
Дети проговаривают слова, определяют – длинное оно или короткое, хлопками определяют количество слогов и выставляют картинку. На данном рисунке Звуковичок, которого зовут «Л» помог машинисту рассадить пассажиров по вагонам.
Такие игровые упражнения помогают детям формировать умение подбирать к схеме слово; делить слова на слоги; выполнять слоговой анализ двух-трехсложных слов.
"Звуковой" автобус с тремя окнами, для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец, покатает Звуковичка вместе с друзьями.
Дети в кассе "покупают" билеты на автобус (схемы слов, согласно которым картинки - слова и Звуковички занимают свои места. Все схемы с левой стороны выделены желтой полоской, для определения начала слова (уточняется при каждой игре, что пишут и читают слева направо, начало слова – с левой стороны). У детей формируется умение определять место звука в слове, подбирать к схеме слово.
Звуковички играют на полянке со "Звуковой гусеничкой". Она сидит на травке белая, стесняется, закрывается листиком (из фетра на магнитах). Затем открывает столько кружочков, сколько в слове звуков. Каждый Звуковичок садится на белый кружок и украшает гусеничку. Специальные бантики на магнитах отделяют одну часть (слог) от другой. Гусеничка получается нарядной и больше не стесняется. Всегда уточняется с детьми, с какой стороны (с левой) у нее усики выглядывают – там и начало, отодвигается листок слева – направо.
Играя с гусеничкой, дети обучаются последовательному анализу слов с установлением точного места звука, закрепляют навык звукобуквенного анализа и синтеза обратных и прямых слогов, односложных и двусложных слов.
Такая целенаправленная комплексная работа, разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной игровой деятельности при обучении детей на разных этапах помогает успешному усвоению программного материала, а значит, и преодолению недоразвития фонетико-фонематических средств языка.
В результате работы дети чётко различают на слух все звуки родного языка - гласные и согласные, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие; формируются навыки звукового анализа слов; нормализуется звукопроизношение; прочно усваиваются основы чтения и грамоты.
Увидеть эффективность данной разработки помогает речевое диагностирование детей в начале и в конце учебного года.
Данный проект осуществляется мной уже третий год (начат в средней группе, у всех воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) отмечаются высокие показатели сформированности фонетико-фонематических средств родного языка и всех сторон речи в целом.
Данное игровое пособие в рамках реализуемого проекта «Весело играем, звуки, буквы изучаем!» может быть интересно логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.