Спиридонова Оксана
Формирование финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство.
Бертольд Авербах
Чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснять детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что в последнее время существенно усложнившаяся финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».
Изучив опыт работы по данной проблеме, учитывая возрастные особенности и ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также растущую роль использования электронных технологий в работе с детьми, я пришла к выводу, что, работа по формированию начальных понятий о финансовой грамотности во второй младшей группе, будет более эффективной в результате применения электронных средств обучения. На мой взгляд, именно они способствуют более яркому и наглядному восприятию информации, дают ребенку возможность стать активным участником образовательного процесса, формируют ценностную ориентацию и такие качества, как бережливость, честность, взаимопомощь.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста сегодня очень востребовано, в этом и заключается актуальность данного проекта. Мы прекрасно понимаем, что в условиях современного мира, малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с рекламой и деньгами, ходит с мамой и папой за покупками.
Для того что бы избежать детских капризов в магазине и криков «Я хочу», очень важно, как можно раньше объяснить ребенку элементарные понятия, связанные с финансовой грамотностью, объяснить откуда берутся деньги, как правильно экономить что бы получить желаемое и как среди множества соблазнов сохранить в себе человечность.
Чтобы наша работа была более эффективной, необходимо искать наиболее значимые и действенные методы восприятия информации. Так используя информационные технологии, сюжетно – ролевые игры, творчество мы можем достичь успеха.
Используя программу Mimio мной был разработан проект, рассчитанный на воспитанников в возрасте 3-4 лет, хотя он будет интересен и ребятам средних, старших и подготовительных групп, ведь участниками проекта являются любимые герои известного мультфильма «Три кота». То, что ребята делают вместе с любимыми героями мультфильмов, откладывается в их памяти наиболее ярко.
Длительность проекта: долгосрочный (1 год).
Данный проект рассчитан на год и совмещает в себе две реальности: интерактивную и настоящую. Проиграв вместе с ребятами несколько сюжетов на Mimio доске, воспитатель переносит их в реальность. Таким образом позволяет воспитанникам самим прожить возникшую ситуацию. Для большей наглядности, в проект включена подборка кадров из выбранного мультфильма.
Цель проекта: Сформировать первоначальные навыки финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Побудить интерес детей к участию в финансовой жизни семьи;
2. Познакомить детей с первоначальными понятиями финансовой грамотности;
3. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
4. Способствовать формированию у детей правильного отношения к деньгам и разумному их использованию;
5. Сформировать у детей правильные навыки поведения в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине)
6. Стимулировать родителей к совместной деятельности по формированию финансовой грамотности детей.
Предполагаемый результат:
- знакомство детей с основными экономическими понятиями;
- формирование у детей группы № 10 первоначальных навыков касающихся финансовой грамотности (умение экономить, накапливать деньги и грамотно их тратить);
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе формирования финансовой грамотности их детей (поддержка детских начинай касающихся финансовых вопросов);
Описание проекта
За основу проекта взят мультфильм «Три кота».
На первых слайдах ребята вместе с котятами знакомятся с таким понятием как «Потребности», «деньги», «кошелек», «товар», «цена». Чтобы пригласить гостей, их надо чем-то угостить. А что бы угостить нужно пополнить холодильник и сходить в магазин. Но в магазине просто так ничего не дают нужны деньги. Ребята вместе с котятами узнают, что с деньгами нужно обходиться бережно, их нельзя разбрасывать и взрослые хранят их как правило в кошельке.
По дороге за продуктами, наши юные покупатели, узнают, что существует много разных магазинов, где продается определённый товар, но есть магазин где можно найти все – Торговый центр. Обойдя все отделы, они находят нужный, но по дороге им встречается велосипед! Так у наших участников появляется цель, в данном случае «хочу велосипед!». Придя на кассу, ребята узнают, что у каждого товара есть своя цена, помогают котятам посчитать деньги, и понимают, что их желание исполниться не может, т. к. кошелек пуст. Таким образом дальнейшие занятия выстраивают возможные пути достижения поставленной цели.
В игровой форме мы показываем ребятам, что среди множества человеческих чувств, котята выбирают грусть. Они не капризничают, ни плачут, ни кричат, а спокойно объясняют, чего хотят, прислушиваются к советам родителей. И вместе с ними идут к исполнению своих желаний.
Папа кот рассказывает о том, что нужно научиться экономить. Для этого сначала надо научиться бережно относиться к игрушкам. Надо помнить, что сломанное можно починить или использовать по-другому. А то что принято считать мусором, не всегда является таковым. Так газету и остатки бумаги можно использовать для поделок, а из пластиковой бутылки можно сделать, например, копилку.
В самом проекте представлен мастер класс по изготовлению копилки из пластиковой бутылки. Который и был предложен онлайн нашим родителям. Мастер класс привел в восторг не только детей, но и самих мам и пап.
Так нам удалось подключить к нашей работе родителей и заинтересовать их.
Дальше мы говорим с ребятами о еще возможных способах экономии: воды, света. В результате игр и бесед, дети начинаю бережнее относиться к тому что дает нам окружающий мир.
Наша работа продолжаете. Сейчас мы на стадии изучения профессий. Папа кот рассказал котятам и ребятам о том, что деньги зарабатывают. Наши воспитанники в ходе сюжетно – ролевой игры уже освоили несколько профессий и впереди еще много интересного. Самое интересное мы оставили напоследок. Ребята вместе с котятами превратятся в поваров и испекут прекрасные кексы, займутся их продажей и конечно достигнут своих целей.
В завершении делается акцент на то, что несмотря на наши желания, мы не должны забывать о тех, кто нам помогал. Наши родители и близкие всегда готовы нас поддержать, и мы в свою очередь должны быть им благодарны за то, что они нам дают. Проект закачивается тем, что ребята вместе с котятами выбирают подарок маме и папе.
На данной стадии реализации проекта нам удалось подключить родителей. Они проявили большой интерес и поддержали саму идею. Стали активно участвовать в его реализации.
Теперь каждый ребенок поставил свою цель: киндер сюрприз, машинка, кукла… начал копить, более бережно относиться к своим игрушкам, свету и воде. Теперь придя в магазин и видя что-либо, он понимает, что может сам как взрослый совершить покупку. Видя, что копилка опустела, дети начинают понимать, что деньги имеют свойство заканчиваться. Этот процесс помогает юным покупателям понять маленький круг «денежного круговорота».
Этапы реализации
1 этап
Подготовительный этап
- Изучение методической литературы;
- Разработка игры по программе Mimio;
- Создание наглядно-демонстрационного материала.
2 этап
Практический:
- Реализация плана работы с детьми и родителями;
- Реализация реальных условий для создания сюжетно ролевых игр, отраженных в интерактивной игре «Три кота».
- Создание наглядно – демонстративного материала, обеспечивающего достижения цели проекта;
- Разработка онлайн мастер – класса для родителей.
3 этап
Заключительный этап
- Выставка работ, выполненных детьми;
- Создание видеоматериала по реализации проекта.
План реализации проекта во второй младшей группе
СЕНТЯБРЬ:
Подбор литературы.
Разработка интерактивной игры «Три кота и копилка» для Mimio доски.
ОКТЯБРЬ:
Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Основные потребности и желания.) Чтение книги Е. Ульева История монетки. Финансовая грамотность в сказках.
Просмотр мультфильма «Три кота. Поход в магазин»
"Путешествие Монетки "Словесная игра «Что мне нужно?»
Рассуждения «Что необходимо человеку?», «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка).
Занятие 1 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Поход в магазин «Хочу» и «Надо»
Знакомство с пальчиковой гимнастикой.
Беседа с детьми «Потребности семьи»
Д/и «Моя семья».
Сюжетно-ролевая игра «Гости»
Беседа «что такое деньги и как их хранить»
Д/и «Кошелек»
Занятие 3 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Кошелек»
НОЯБРЬ:
Беседа «Что такое магазин, виды магазинов»
Занятие 3 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Поход в магазин «Чем отличается магазин от торгового центра»
Творческое занятие «Поход в магазин»
Беседа «Продукты и товар», «Касса»
Занятие 4 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Наведи порядок в отделах магазинов»
Занятие 5 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Касса»
Сюжетно – ролевые игра «Магазин», «Ярмарка», «Покупатель».
ДЕКАБРЬ:
Беседа «Как я реагирую, когда мне не покупают то что я хочу», «Что значит экономить», «Я и копилка»
Чтение сказки «Саша, Маша и копилка»
Сюжетно-ролевая игра «Капризы в магазине»
Занятие 6 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Грусть из магазина»
Занятие 7 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Копилка»
Занятие 8 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Экономия. Игрушки»
Онлайн мастер-класс для родителей и детей по изготовлению копилки
Сюжетно – ролевые игра «Я и копилка», «Порядок в комнате», «Ремонт игрушек»
Подборка литературы для родителей по формированию финансовой грамотности детей
ЯНВАРЬ:
Беседа «Труд» ( Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия) Дд/и «Что сделано руками человека?»
Чтение сказки «Стрекоза и муравей» ( раскрыть понятия: труд и лень)
Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде
Занятие 9 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Экономия. Свет»
Занятие 10 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Экономия. Вода»
Занятие 11 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Профессии»
Сюжетно – ролевые игры «Врач», «Пожарный», «Парикмахер»
Д/и «Кому что нужно?»
Дать рекомендации родителям по формированию навыков бережного отношения к игрушкам, свету и воде.
ФЕВРАЛЬ:
Беседа «Зачем всему надо учиться?»
Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)
Сюжетно – ролевые «Полицейский», «Воспитатель», «Повар», «Пекарь»
Занятие 12 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Повар»
Занятие 13 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Ярмарка»
Занятие 14 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Продавцы»
Творческое занятие «Монетка», «Кексик»
Разработать памятки для родителей с рекомендациями «Как научить ребенка экономить»
МАРТ:
Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
Беседа «Профессии моих родителей»
Занятие 15 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Полная копилка»
Занятие 16 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Исполнение мечты»
Сюжетно-ролевая игра «Водитель автобуса», «Кладоискатели», «Кафе»
Творческое занятие «Карта сокровищ»
АПРЕЛЬ:
Дд/и «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности
Индивидуальная консультация родителей.
Оформление информационного стенда по теме «Формирование финансовой грамотности детей»
Занятие 17 по проекту «Три кота и копилка» на интерактивной доске: «Подарок для мамы и папы»
Сюжетно-ролевая игра «Сюрприз», «В гости к бабушке»
МАЙ:
Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет», «Помни о своей семье»
Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
Д / и «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)
Сюжетно – ролевая игра «Покупка», «Магазин игрушек»
Предложить родителям, раскрыть копилки, сделанные детьми и помочь юным покупателям совершить свою первую покупку.