Алтын Альмухамбетова
Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы ДОУ Альмухамбетовой А. Р.
Обоснование актуальности опыта
Духовно-нравственное воспитание детей, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе. В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Публикация «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей» размещена в разделах
Важным документом в системе дошкольного образования является «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155, который закрепляет приоритет духовно- нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДОУ является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В истории отечественной педагогики этим задачам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения. «…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л. Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств- главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…». Глобальный духовно-нравственный кризис общества, реальная угроза безопасности и будущему России заставляют обратиться к уникальному опыту отечественной педагогики, пересмотреть приоритеты системы дошкольного образования, роль и значение науки и искусства творить добро.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:
поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками
образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным
краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ
духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических
поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками
образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным
краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ
духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических
Целью работы нашего коллектива по данному направлению является
поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным краем, посёлком, земляками, народным искусством, формирования основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических качеств. В основе этой работы лежит личностно – ориентированный подход как субъективная форма общения между детьми и взрослыми.
ЗАДАЧИ:
1. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа.
2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране, формировать гражданское самосознание.
3. Раскрыть духовную одаренность ребенка и его личностные дарования.
4. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
6. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.
Ежегодно в детском саду отмечается День матери, День пожилого человека, празднуются День защитника отечества, День Победы, День дружбы, День России, календарные праздники: «Осень» и «Веснянка». Дети старшего дошкольного возраста принимают участие в ежегодном праздновании Дня посёлка.
Проведённая работа способствовала тому, что мы условно разделили её на комплекс следующих мероприятий:
• Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему посёлку).
• Мероприятия, знакомящие детей с малыми фольклорными формами
• Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.
• Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.
• Чтение и обсуждение литературных произведений. Авторы, которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).
Сотрудничество с родителями
Прежде чем начать работу, мы пытались изучить отношение родителей к данной проблеме, проведя анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. Основная часть родителей наших воспитанников считают православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение. К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят: усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.
Начав работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, мы сочли необходимым организовать работу кружка «Зёрнышки» для детей 4 -7 лет. Деятельность кружка носит просветительский характер. Это интегрированные занятия, творческие, игровые, исследовательские формы ознакомления с окружающим миром на основе ценностей православной культуры, что отражено в перспективно – тематическом плане.
Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. На родительских собраниях мы знакомим родителей с задачами, которые стоят перед ними и детским садом в духовно-нравственном развитии дошкольника, подчеркивая, что уже в дошкольный период детства необходимо воспитывать начала гуманизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми, со сверстниками. Работа в тесном сотрудничестве с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно-нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей
Технологичность представляемого педагогического опыта
Основная цель передового педагогического опыта – духовно-нравственное воспитание дошкольников - создание условий для развития личности ребёнка.
В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:
- Воспитание патриотического чувства, связывающего разные поколения;
- Воспитание духовно-нравственного чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Воспитание трудолюбия, уважения к труду и бережное отношение к результатам;
-Формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;
- Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей;
- Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребенка;
- Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, представлений о формах семейного уклада;
- Приучение к этическим нормам поведения и самодисциплине;
Коллектив педагогов МДОУ «Детский сад №7» в течение учебного года реализует перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а также представленные в опыте проекты. Диагностика показала, что в завершении реализации проекта была получена положительная динамика развития нравственных качеств воспитанников детского сада.
Разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса возрождения традиций, духовно-нравственных ценностей, утраченных ранее. В данный момент педагогический коллектив детского сада взялись за разработку программы повышения педагогической компетентности, программы работы с родителями по данному направлению.
Разработка и реализация образовательных проектов: «Моя семья», «Путешествие по сказке «Колобок», «Мой родной край».
Разработан конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя!».
На уровне дошкольного учреждения:
наработан богатый практический материал (методический и иллюстративный) по теме;
оснащение предметно — развивающей среды ДОУ материалом краеведческого содержания :
-дидактические игры «Собери герб», «Собери узор», «Знатоки русской народной культуры», «Расскажи о своем посёлке»;
-альбомы: «Новоорск (архивные фотографии, «Мой Новоорск», «Новоорск– мой родной поселок», - групповые мини-музеи: «Мой родной край», «Народные промыслы», «Домашняя утварь».
Таким образом, ФГОС ДОУ даёт нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Перспектива
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Но в наши дни проблема духовно - нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем.
Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубоко содержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе, и в художественных фильмах, на радио, в журналах, газетах. Более глобально проникновение западных традиций, обычаев, праздников и других культурных ценностей.
С древних времен жители Российского государства были известны своим гостеприимством, радушием, дружелюбием, душевностью, богатством нравственных качеств. Неужели все это можно безответственно заменить чужой культурой? Необходимо всеми силами оберегать и укреплять нашу нравственность, начиная не только с себя, но и с будущих взрослых и родителей - с детей, дошкольников.
По данной теме была разработана система воспитательно-образовательной работы. Предлагаемая система позволила решать следующие задачи:
1. Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;
2. воспитание у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;
3. формирование интереса к народным обычаям;
4. воспитание бережное отношение к природе и ко всему живому;
5. воспитание в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,
желание помогать нуждающимся.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Для родителей оформлен стенд, включающий информацию о народных и православных праздниках, их традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по духовно – нравственному развитию детей. Разработаны памятки на тему: «Правила уважения и почитания старших», «Правила вежливости». Совместные мероприятия детей и родителей: «День матери», «Рождество», «Пасха»
Проводилось анкетирование на тему: «Народные праздники в детском саду и дома»,
оформлен альбом «Наши праздники».
Целесообразно помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
Анализ результативности
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы достигли следующих результатов:
отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, ответственность. Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Дети приобщаются к опыту православной культуры, знакомятся с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах.
Уже сейчас можно отметить положительную динамику в работе по просвещению родителей в вопросах духовно- нравственного воспитания дошкольников. Родители осознают, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь они, родители, главные ответственные за воспитание своих детей.
Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья детей, найти пути оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Наши воспитанники гордятся, что участвуют в разных мероприятиях ДОУ, группы, поселка, испытывают радость от полученных результатов, и мы в свою очередь понимаем, что затраченные усилия не прошли даром.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П.
3. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст. /Под ред. Э. В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
4. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии. -1988.- 4
5. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1976.
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989.
7. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М. : Просвещение, 1988.
8. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошк. восп. - 2001.-10. 7. Котырло В. К. Нравственное воспитание детей // Дошк. восп. - 1977. - 4.-
9. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Просвещение, 1984.
10. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989. .
11. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М. : Просвещение, 1987.