Светлана Ситкина
Формирование духовно-нравственных ценностей и национальных культурных традиций средствами музейной педагогики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 - Проблеме воспитания патриотизма у подрастающего поколения уделено особое место и в правительственных документах, и в нормативных, в том числе в ФОП ДО.
2 - Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является музейная педагогика : в одном из помещений организован музей «Русская изба», который посвящен быту русского народа, но если присмотреться, то можно вычленить отдельные экспозиции: народный быт, посуда и утварь, музыкальные инструменты, народный костюм, народная игрушка, экспозиция, посвященная событиям ВОВ, история детского сада, история края, экспозиция, посвященная советской эпохе.
Публикация «Формирование духовно-нравственных ценностей и национальных культурных традиций средствами музейной педагогики в ДОУ» размещена в разделах
3 - Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФОП ДО. В части формирования целевых ориентиров музейная педагогика способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; ребенок склонен наблюдать, экспериментировать. Хорошо раскрывает актуальность музея в ДОУ Н. А. Рыжова: «Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми и сверстниками по поводу увиденного». То есть музей – это пространство, где можно решить все задачи, предусмотренные принципами ФОП ДО.
4 – В музейной педагогике существуют и свои дидактические принципы.
5 - Музей может выступать и как один единый центр во время подготовки экспоната к выставке (допустим, появился новый экспонат и ребята (младшие научные сотрудники) вместе с воспитателем ищут о нем информацию, т. е. работает технология трех вопросов «Что мы знаем, что хотим узнать и как мы это узнаем?», внимательно изучают ее, и только после этого выставляют в ту или иную экспозицию, так как потом экскурсоводам придется давать информацию об этом предмете, а экспонат без информации – это мертвый экспонат, просто выставочный элемент;
6 - во время проведения экскурсии музей также является единым центром развития: работают экскурсоводы (ребята старшей группы) со взрослыми посетителями и с малышами младших групп.
7 - Отличительная черта нашего музея от других – то, что дети могут не только рассматривать интересующие их предметы, но и потрогать их, поиграть с ними или выполнить какие-либо другие действия, требующие развития ребенка.
8 - Также музейное пространство музея можно разделить на несколько центров, в нашем случае их целых девять, и ребята могут самостоятельно выбирать для себя вид деятельности: это центр народного быта, центр музыкальных инструментов, центр народного костюма, центр мастерилка (творческий, центр, посвященный событиям ВОВ, центр родного края, центр игр и игрушек, центр посуды и утвари, центр народного костюма. В этом случае образовательная деятельность становится интегрированной или работает технология выбора.
9 - Немалую роль в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании имеет семья. К работе в музее привлекаем и родителей, которые вместе с ребятами изготавливают некоторые экспонаты, к примеру панорамные макеты в экспозицию ВОВ, книга памяти,
10 - проводятся различные мастер-классы, встречи с интересными людьми, которые знакомят ребят со своими традициями, может даже поликультурными,
11 - с бойцами СВО (у нас есть родители, которые с удовольствием общаются с ребятами). Ежегодно в «Дни Российской культуры» объявляем акцию не только для родителей, но и для жителей села «Предания старины глубокой» во время которой собираем экспонаты для музея.
12 – Участвуем и в других акциях, способствующих развитию патриотизма у ребят – «Письмо солдату» (с одним из подразделений СВО налажена взаимосвязь, что стало нашей традицией поздравлять воинов с праздниками).
13 - Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. А чтоб это происходило более углубленно воспитатели нашего сада, особенно молодежь не боятся применять в уже инновационной технологии свои инновации, допустим применяют новое дидактическое пособие – круги Луллия, которые способствуют не только речевому развитию, но и развитию познавательной активности дошкольников, реализуют проектную деятельность, применяют лэпбук-технологии.
14 - В результате нашей работы мы ожидаем, что наш выпускник на основе целевых ориентиров ФОП ДО на этапе окончания дошкольного детства:
• проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма
• проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям, демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО
• в оценке поступков опирается на нравственные представления;
• проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, ее государственные символы;
• имеет представление о живой природе разных регионов России
• у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества
• имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
• выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве.
А это значит, что музей в ДОУ является эффективной формой работы по формированию духовно-нравственных ценностей и национальных культурных традиций в соответствии с требованиями ФОП ДО.