Анна Минаева
Педсовет «Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками»
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.
Одним из таких средств является сказка.
Публикация «Педсовет „Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка – является средством эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Слово «сказка» записано в письменных источниках XVI века. От слова «казать». Значение: перечень, список, точное описание.
Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется (основывается) на уважении к своим предкам.
В счастливом детстве каждого из нас
Среди игрушек и забав несмелых,
Всегда есть место слышанной не раз,
Внимательно, а часто между делом,
Такой понятной и такой родной,
Как мама доброй, и, конечно светлой,
Вносящей в душу радость и покой,
Дающей на любой вопрос ответы
Частичку сердца прочно заняла,
И, вырастая, вспоминаем с лаской,
Вручая вновь ребенка до утра
Волшебнице, что называем Сказкой
Нет жизни без любви, любви — без ласки,
И детства нет, когда оно — без сказки
Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе сказки во всех формах ее проявления:
• религиозной,
• идеологической,
• научной,
• художественной
• творческой,
• бытовой
Восприятие сказки дошкольником становится специфической деятельностью ребёнка в дошкольном учреждении и является механизмом идентификации, т. е. процессом эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
через ознакомления с народными сказками
Система работы с русской народной сказкой:
1. Правильный отбор сказок.
Заключается:
• в подборке методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности и обеспечивающих представление о нравственных поступках;
• в подборке иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
• в обогащении предметно-развивающей среды: разными видами театра, дидактическими и настольно-печатными играми по теме;
• в подборке реквизитов для разыгрывания сценок и спектаклей, элементами костюмов героев сказок.
2. Традиционные формы и методы.
Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.
Дидактические игры: они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умению уступать и помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь
3. Нетрадиционные методы и формы.
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Также помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое сказки хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано.
4. Тематические дни и недели.
Для расширения и систематизации знаний о духовно-нравственных качествах, в работе необходимо использовать планирование тематических дней и недель. В течение дня или недели закрепляем нравственный урок, через режимные моменты, разные виды деятельности, интеграцию образовательных областей.
5. Метод проектирования.
Также в работе по данной теме используется метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, что способствует качественному формированию духовно- нравственных чувств.
6. Взаимодействие с родителями.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Поэтому работа по формированию духовно - нравственных качеств через ознакомление с русской народной сказкой должна вестись в тесном контакте с родителями.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Нравственные качества которые развиваются при ознакомлении детей в русской народной сказкой:
• Ответственность
(Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Снегурочка)
• Патриотизм
(Илья Муромец и Соловей-разбойник, Пера-богатырь, Никита Кожемяка)
• Гуманизм
(Царевна-лягушка, Петушок и бобовое зернышко, Крошечка - Хаврошечка)
• Уважительное отношение к старшим
(Колобок, Красная шапочка, Морозко)
• Бережное отношение к животным и растениям
(Крошечка - Хаврошечка, По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке)
• Дисциплинированность и культура поведения
(Гуси-лебеди, Морозко, Заюшкина избушка, Заяц Хваста, Лиса и Журавль, Волк и семеро козлят)
• Чувство коллективизма
(Три поросенка, Репка, Теремок, Рукавичка, Зимовье зверей, Война грибов с ягодами)
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.
3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.