МААМ-картинки

Педсовет «Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками»

Анна Минаева
Педсовет «Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками»

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

Одним из таких средств является сказка.

Публикация «Педсовет „Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками“» размещена в разделах

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка – является средством эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Слово «сказка» записано в письменных источниках XVI века. От слова «казать». Значение: перечень, список, точное описание.

Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется (основывается) на уважении к своим предкам.

В счастливом детстве каждого из нас

Среди игрушек и забав несмелых,

Всегда есть место слышанной не раз,

Внимательно, а часто между делом,

Такой понятной и такой родной,

Как мама доброй, и, конечно светлой,

Вносящей в душу радость и покой,

Дающей на любой вопрос ответы

Частичку сердца прочно заняла,

И, вырастая, вспоминаем с лаской,

Вручая вновь ребенка до утра

Волшебнице, что называем Сказкой

Нет жизни без любви, любви — без ласки,

И детства нет, когда оно — без сказки

Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе сказки во всех формах ее проявления:

• религиозной,

• идеологической,

• научной,

• художественной

• творческой,

• бытовой

Восприятие сказки дошкольником становится специфической деятельностью ребёнка в дошкольном учреждении и является механизмом идентификации, т. е. процессом эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

через ознакомления с народными сказками

Система работы с русской народной сказкой:

1. Правильный отбор сказок.

Заключается:

• в подборке методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности и обеспечивающих представление о нравственных поступках;

• в подборке иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

• в обогащении предметно-развивающей среды: разными видами театра, дидактическими и настольно-печатными играми по теме;

• в подборке реквизитов для разыгрывания сценок и спектаклей, элементами костюмов героев сказок.

2. Традиционные формы и методы.

Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.

Дидактические игры: они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умению уступать и помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь

3. Нетрадиционные методы и формы.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Также помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое сказки хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано.

4. Тематические дни и недели.

Для расширения и систематизации знаний о духовно-нравственных качествах, в работе необходимо использовать планирование тематических дней и недель. В течение дня или недели закрепляем нравственный урок, через режимные моменты, разные виды деятельности, интеграцию образовательных областей.

5. Метод проектирования.

Также в работе по данной теме используется метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, что способствует качественному формированию духовно- нравственных чувств.

6. Взаимодействие с родителями.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Поэтому работа по формированию духовно - нравственных качеств через ознакомление с русской народной сказкой должна вестись в тесном контакте с родителями.

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Нравственные качества которые развиваются при ознакомлении детей в русской народной сказкой:

• Ответственность

(Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Снегурочка)

• Патриотизм

(Илья Муромец и Соловей-разбойник, Пера-богатырь, Никита Кожемяка)

• Гуманизм

(Царевна-лягушка, Петушок и бобовое зернышко, Крошечка - Хаврошечка)

• Уважительное отношение к старшим

(Колобок, Красная шапочка, Морозко)

• Бережное отношение к животным и растениям

(Крошечка - Хаврошечка, По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке)

• Дисциплинированность и культура поведения

(Гуси-лебеди, Морозко, Заюшкина избушка, Заяц Хваста, Лиса и Журавль, Волк и семеро козлят)

• Чувство коллективизма

(Три поросенка, Репка, Теремок, Рукавичка, Зимовье зверей, Война грибов с ягодами)

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.

3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками»
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 21:37
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Минаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД