Бакаева Елена
Формирование дружбы у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование дружбы у старших дошкольников.
Чувство симпатии. дружелюбие проявляются у многих детей очень рано-уже на втором,третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит, в основном, от условий воспитания детей в семье и детском саду. Пяти-семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения : они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями. Игра широко используется педагогами с целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений. Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности, коллективизма. Ориентируясь на эти цели, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную, коллективную направленность. А устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни, что имеет немаловажное значение и для подготовки его к школе.
Публикация «Формирование дружбы у старших дошкольников» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например шестилетний мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, что бы передать ее своему другу или играться самому; девочка того же возраста в игре «Кошки мышки» пропускает в круг кошку-свою приятельницу Катю; двое мальчишек-друзей, отталкивая в сторону девочку, подбегают первыми к воспитателю, чтобы получить флажки. Эти дети проявляют заботу о друге, совершенно не думают в то же время об остальных товарищах по группе, действуют в ущерб им, т. е их дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой социальных общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно начинаться в дошкольные годы.
Программа подготовительной к школе группы ставит в этой связи задачи воспитания и уважения к взрослым, организованности, дисциплинированности, развития дружеских взаимоотношений между детьми (вежливо и приветливо разговаривая друг с другом, считаться с мнение товарища, проявлять отзывчивость, заботиться о младших,защищать слабых, помогать друг другу);умение делиться с товарищами игрушками; справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Необходимо также развивать желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость, воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях. Если воспитанию дружбы между детьми педагог уделяет особое внимание, то на передний план ярко выступает ее эмоциональная и интеллектуально-моральная сторона, основу которых составляют такие качества личности, как отзывчивость, симпатия, стремление преодолеть свое желание в пользу другого, желание помочь товарищу, общность игровых и других целей. Дружеские отношения обязательно будут выражаться в соответствующих действиях, поступках, в поведении и деятельности, в добрых словах. Чтобы успешнее решать программные задачи, необходимо внимательно наблюдать за играми детей. Наблюдение должно быть целенаправленное.
1. Предпочтение,симпатия,сочувствие и отзывчивость
2. Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей.
3. Проявлять заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей и дружной игры.
4. Объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости)получая при этом удовлетворение.
5. Выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по указанию, совету взрослого);дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него. Обозначенные показатели могут послужить для воспитателей ориентиром, к которому они станут стремиться при воспитании у детей старшего дошкольного возраста дружеских чувств и отношений. Воспитание у детей дружбы необходимо осуществлять как в процессе общей работы, имеющую коллективную направленность, так и в плане дифференцированного подхода с учетом разных уровней развития дружеских взаимоотношений. С детьми, у которых надо поднимать уровень моральных представлений о добре, о дружбе, следует вести дополнительную работу вне занятий (обсуждать эти вопросы при рассматривании картинок,повторном чтении уже знакомых сказок и т. д) объединять слабых детей с сильными,имеющие устойчивые моральные представления, которые могли бы стать образцом. Детей,которые не ладят со сверстниками из-за своей избалованности, самомнения и эгоистичности, педагог должен ставить в такое положение, чтобы гасить их исключительность (не ты один можешь придумать интересные игры, некоторые это делают лучше и играют по правилам.)Если работа по воспитанию дружбы ведется регулярно, то анализ поведения детей показывает положительные результаты в отношениях ребят, которые формируются в связи с иргой и в самой игре, в бытовом и трудовом общении.