Татьяна Фабиан
Формирование доброжелательных взаимоотношений дошкольников старшего возраста в процессе сюжетно — ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из личного опыта работы "Формирование доброжелательных взаимоотношений дошкольников старшего возраста в процессе сюжетно – ролевых игр".
Игра для ребенка – не развлечение, а средство познания мира и сфера творческого самовыражения. Ни один вид деятельности, кроме игры, не в состоянии помочь развитию ребенка без нравоучений и рутины, ибо в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества.
И. Ф. Шиллер
Темочки:
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений.
Игра становится для детей своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему желанию объединяются, действуют, осуществляют свои замыслы. Потребность в совместных играх является благоприятным фактором для формирования положительных взаимоотношений.
Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Начиная совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к партнерам по игре. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними.
Развитию дружеских взаимоотношений способствует наличие у детей общих познавательных интересов, которые помогают развитию творческих, содержательных игр. Для развития общих познавательных интересов у детей педагогам необходимо пополнять знания детей на занятиях и в совместной деятельности. Организовывать наблюдения за явлениями общественной жизни, обращая внимание на те стороны, которые ценны для воспитания: трудолюбие, ответственность, заботливость, взаимовыручка (врач – лечит, парикмахер делает людей опрятными и красивыми, строители строят удобные и прочные дома и т. п.).
Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои действия и намерения с другими играющими, соблюдать правила, которые устанавливаются до игры и в игре.
В последнее время в воспитании детей присутствуют негативные тенденции:
1. чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка,
2. технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер,
3. отсутствие «цензуры» к мультфильмам, фильмам со стороны родителей.
Эти факты ведут к возникновению конфликтных ситуаций, которые проявляются в процессе сюжетно – ролевых играх, при самостоятельной деятельности детей.
Я хочу поделиться с вами своим опытом формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Формирование доброжелательных отношений в первую очередь я начала с объяснения детям эмоционального состояния партнера по игре. Показывала, как можно исправить сложившуюся ситуацию. Например, в игре «Семья» во время сюжета «Кукла Катя завтракает» у Саши П. было две куклы, она их сама одевала и готовила для них завтрак. Диана пришла и забрала, понравившеюся куклу. Саша П. пыталась забрать, а Диана начала драться. В этой ситуации, первым делом, я так считаю, пожалеть надо обеих девочек. Когда все успокоились, я объяснила поступок Дианы Саше П., а затем предложила Диане вернуть куклу и попросить у Саши П. разрешения вступить в игру, узнать какую куклу может дать ей она. Если Диану не устроит кукла, надо выбрать другую и присоединиться к игре.
В игре «Автозаправка» ребята начали отталкивать друг друга стараясь первым прокатить машину. Я вступила в игру, как сотрудник дорожно – постовой службы. «Что случилось? Почему образовалась пробка?» - спросила я. Ребята на перебой стали говорить, кто стоял первым. «Стоп!» - возразил сотрудник ДПС, - «Разве машины не должны подъезжать к колонкам по очереди?». Дети: «Конечно, должны». Затем попросила детей построиться в очередь, когда каждый из них занял свое место, споров и криков почти не стало. Каждый следил за своей очередью и иногда напоминал впереди стоящим, что заправка свободна.
В игре «Больница» дети чаще предпочитают быть доктором, из – за чего не редко бывают ссоры. Кто наденет халат, кто будет доктором. В таких случаях, определить доктора считалкой, а остальным детям можно опереться на личный опыт; узнать, а что они с родителями делают в больнице, пока ждут доктора, что им бы хотелось сделать. Попросить показать, как они с родителями ожидают прием. Делаем талончики и раздаем ожидающим. Как то во время игры в «Больницу» пришел Максим и сказал, что тоже хочет быть доктором, но доктор был Слава. Я предложила Максиму роль помощника – выписывать справки, мерить температуру. Он не захотел, сказал, что обиделся и не будет играть. В такой ситуации зачастую говорю детям, что нам очень бы хотелось играть вместе, дружно, и что нам будет грустно без него. «Может быть, ты, хочешь стать пациентом?» - спросила Максима. «Нет, я хочу брать кровь!» - ответил он. Оказалось совсем недавно Максим с мамой сдавали кровь, этот сюжет игры мы еще не обсуждали и никакой предварительной работы не было. Я предложила не надолго остановить игру. «Слава, а ты можешь выписывать направление на анализы, в случае долгой болезни и очень высокой температуры?» - спросила я. Доктор Слава согласился. Опираясь на опыт ребенка (Максима, предложила оборудовать «кабинет», выбрать необходимые инструменты. Игра продолжалась.
Например, на прогулке девочки играли в семью и поссорились из – за метлы, не договорились, кто будет убирать дом. В этом случае, я вступила в игру, как соседка по площадке. Я постучала. «Здравствуйте, дорогие хозяева, что у вас случилась? Что за шум? Неужели наводнение?» - спросила я. В таких случаях, на мой взгляд, это дает возможность отвлечься от конфликта и вспомнить, как его можно решить иначе. Девчата засмеялись, а потом рассказали, что дочка Василиса и мама Саша И. решили убрать квартиру, но не договорились, кто будет подметать. «Хорошо», - говорю я, «Ой, а мама всегда забирает все у дочки или она может уступить?» «Я уже подметала, а Василиса у меня забрала метлу» - сказала мама Саша И. Тогда обратилась к Василисе: «Что надо сделать, чтобы мама дала метлу?» «Вежливо попросить», – ответила Василиса. Василиса повернулась к Саше И. и сказала - Мама, можно я подмету свою комнату и пойду гулять?
- Конечно, подмети и можешь потом пойти погулять.
После решения конфликта, я обязательно хвалю ребят, что они смогли договориться.
Так же я даю возможность детям решить свои разногласия самим, задавая вопрос «А как можно договориться?». Если дети испытывают трудности, обращаюсь к ребятам, которые играют рядом. Может ли кто-нибудь подсказать, как договориться.
Групповые беседы, занятия, совместная деятельность, разговоры с детьми в повседневном общении, наблюдения за играми и руководство ими со стороны с моей стороны помогают более содержательно и дифференцированно проводить работу по воспитанию дружбы.
В дружеских отношениях важно не только выражать свои эмоции и понимать чувства других детей, но и внимательно слушать, выполнять просьбы своих товарищей.
Конечно, бывают ситуации, когда дети проявляют агрессию. Здесь необходимо понимать почему так получилось, и как помочь ребенку справиться с этими чувствами. Зачастую эмоциональное перенапряжение, особенности психики приводят к конфликтам на пустом месте. Обязательно надо включать в режим дня игры на снижение агрессивности. Игры – обзывалки или зеркало, игра «Колокол».
Так же иногда наблюдается не умение, а порой не желание, решать конфликтные ситуации. Детям легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослым. Я учу детей указывать друг другу на то, что они поступают не верно, или делают что – либо не приятное им. Так дети учатся предотвращать ссоры. Постоянно провожу работу с родителями, объясняю о необходимости разговаривать о чувствах, которые испытывают дети в различных ситуациях. Общаемся с некоторыми родителями об ограничении или запрете различных мультфильмов, которые негативно влияют на развитие ребенка, на его эмоциональное состояние. Так же ведется работа, направленная на закрепление умений решать конфликты, проговаривать с детьми модели решения неприятных для него ситуаций.
В работе с детьми, поведение которых отличается неустойчивыми дружескими отношениями, использую повседневные упражнения в положительных поступках. Готовые сюжеты, заданные правила помогают развитию устойчивости поведения. Таких детей, конечно же, поощряю в их стремлении к дисциплине, по договоренности с играющими детьми даем этим детям такие роли, которые требовали бы проявления заботливости, внимания, оказания помощи и т. п. Усваивая в игре правильные способы поведения, дети с моей помощью применяют эти способы в сюжетно-ролевых играх самостоятельно.
Со временем многие дети научились уступать и общаться, конфликтов стало намного меньше. Чаще стали договариваться. Сейчас, если возникает не понимание, прошу, чтобы дети сами договорились, наблюдаю за их действиями из далека.
Зачастую дети быстро усваивают правила во время предварительной работы к сюжетно – ролевой игре. Впоследствии, им надо только преодолеть стеснение и «вжиться» в роль. В большинстве случаев дети быстро договариваются, выполняют выбранные роли.
Немало важно, на мой взгляд, это доброе вежливое отношение в повседневной жизни группы. Дети берут пример не только с родителей, но и с воспитателей. Частые замечания и авторитет воспитателя формируют также у детей отношение друг к другу. Надо научить детей относиться терпеливо и уважительно друг к другу в любой ситуации, сказать, что все мы может ошибиться, но не надо из-за этого обижать в ответ. Говорить о том, что дети просто поступили неверно и надо научиться поступать правильно. Вежливое, уважительное обращение к детям важная составляющая в формировании доброжелательных отношений. Если ребенок поступает не верно, не привязывать характер поступка к его личности. Всегда говорю детям о своих чувствах, что мне стыдно или я расстроена его поведением.
Получив определенный опыт в решении разногласий, дети могут сами
Но, не смотря на все старания, есть дети, с которыми до сих пор возникают трудности (Арсений, Глеб). Арсений долго помнит «зло», старается отомстить детям при удобном случае. Зачастую он играет с девочками в «Семью». С мальчиками же, найти общий язык не получается, начинаются ссоры. Глеб не хочет принимать участие в сюжетно – ролевых играх, если его выбирают, он исполняет роль с неохотой, но дома иногда повторяет игры.
Наблюдая за детьми в игровом и повседневном общении, я заметила, что дети играют вместе почти постоянно, ждут прихода своих партнеров по игре и общению, планируют с ними игры, зачастую заранее выбирают игрушки и игры. Наблюдая за детьми во время общения, заметила, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым детям тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, обзывательств и драк. Например, у Миши очень резко выражается чувство «справедливости» по отношению к своим друзьям (лезет в драку, защищая друзей, без разбора ситуации, после проведенной работы негативное отношение почти ушло. Кирилл делает только так, как считает правильным он, в сюжетно – ролевые играет редко, не может выполнять правила и уступать детям, появляются сильные обиды. Так же возникают трудности, когда надо уступить или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Опираясь на свои наблюдения, я сделала вывод, что в нашей группе есть дети с повышенной агрессивностью, неумением уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника.
Для решения этих проблем необходимо сплотить коллектив, мы играли в игру «Ниточка и иголочка», «Корабль», «Путаница». Так же очень хорошо подойдут игры «Добрый волшебник» или «Цветик – семицветик». Для взаимодействия парами или подгруппами подойдет игра «Ладонь в ладонь» и «Клеевой ручеек».
Так же, на мой взгляд, детям важно научиться доверять друг другу. В игре «Слепец и поводырь» дети развивают умение доверять, помогать и поддерживать товарищей.
Для лучшего развития доброжелательных взаимоотношений необходимо развивать эмоциональную сферу деятельности. Беседы с детьми по картинкам и по реальным событиям из жизни коллектива, дают большее понимание чувств других людей. Как понять чувства своего партнера, товарища по игре? Нам помогают игры драматизации. Надо показать обиду, гнев, грусть. А игра «Интервью» расширяет круг понимаемых эмоций; учит передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений. Очень интересная игра помогает выразить свои чувства и понять чувства другого человека – «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Не маловажно умение детей говорить вежливые слова друг другу и называть друг друга по имени. Зачастую наблюдаю, как дети обращаются друг другу заведомо с агрессией, называя «Эй!». Каждый раз ребенка останавливаю, прошу извиниться и сказать свою просьбу иначе, более вежливо. Напоминаю, что у каждого из нас есть имя или спрашиваю «А как зовут эту девочку (мальчика?» Например, девочки убирали в уголке, Аня переложила куклу Дианы, на что она с криком «Эй, ты что! Это моя кукла», бросилась за своей игрушкой. Я попросила Диану извиниться перед Аней, за грубое отношение. И предложила им повторить простой диалог:
Диана: Аня, зачем ты взяла мою куклу?
Аня: Я хотела посадить её вместе с остальными куклами, чтобы она не валялась на столу.
Диана: Спасибо, но в следующий раз отдай её мне. Хорошо?
Аня: Хорошо.
Предлагая ребенку модель поведения в конфликтной ситуации, мы помогаем детям дружить.
А игра «Вежливые слова» помогает детям разнообразить запас добрых слов.
Все свои знания и умения дети могут применить в общении и игре.
В процессе обучения детей игре и наблюдений за ними появились простые правила, связанные с общими играми:
Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым.
Предлагая какую-нибудь игру, постарайся доказать, что она интересна. Выслушивай предложения других детей, не перебивай их.
Всякая роль в игре хороша и интересна, если ты знаешь, что делать и как играть.
Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие дети тоже хотят быть ведущими.
Не мешай товарищу, если он занят игрой; хочешь играть с ним, попроси разрешения.
Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.
Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре.
Если начал игру с ребятами, не бросай ее без их согласия.
Старайся быть внимательным к другим ребятам.
Нужна игрушка, поменяйся, не забирай.
Обсуждай изменения в игре с другими ребятами, для лучшего понимания.
Все эти правила с детьми специально не заучиваются, а создаются условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные поступки детей, ставятся в пример ребята, хорошо усвоившие правила, поощряются те, у кого появляются достижения. При руководстве сюжетно-ролевыми играми следует учитывать и ролевые, и реальные отношения, существующие между детьми.
Для развития доброжелательных отношений между детьми я планирую сделать пособие подарок другу. Выбранным детям необходимо сделать подарок друг другу, подумать, что ему будет приятно. Со временем дети привыкают относится друг к другу более внимательно.
Так же я планирую провести диагностику на выявление лидеров «Капитан корабля», диагностику на определение круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе «Два домика». Планирую провести диагностику оценки того, насколько адекватны сложившиеся у ребенка представления о нравственности, используя методику Румии Рашидовнцы Калининой (доцент кафедры общей и социальной психологии; ученая степень - кандидат психологических наук) «Сюжетные картинки» и диагностику социального интеллекта «картинки».
Таким образом в работе по формированию положительных взаимоотношений использую следующие методические приемы:
• Прямое участие в игре.
• Косвенное – наблюдение за самостоятельной игрой детей, затем провожу беседы.
• ввод дополнительных ролей, расширение игры по сюжету, следим за выполнением правил игры.
• Дидактические игры с правилами, игры с правилами.
• Игры – драматизации
• Чтение художественной литературы.
• Рассматривание иллюстраций, фото.
Приложение.
Социометрическая методика "Два домика" (Т. Д. Марцинковская)
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Ход исследования:
В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.
Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.
Методика «Картинки».
Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду изображающие следующие ситуации:
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.
3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа. Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
Тестирование детей по Калининой
Тестирование проводится индивидуально в устной форме, поскольку экспериментатору важно выяснить ответы испытуемого в ходе беседы, чтобы зафиксировать его эмоциональные реакции. Тест не ограничен по времени, но ответы ребёнка должны укладываться в разумные временные рамки. Рекомендуется предварять задание следующим объяснением: «Перед тобой карточки с картинками, на которых изображены различные поступки детей. Отложи картинки, на которых изображены хорошие поступки в одну сторону, а те, на которых показаны плохие поступки — в другую. Объясни, почему ты так думаешь».