МААМ-картинки

Формирование детской команды в игре

Елена Кузнецова
Формирование детской команды в игре
▼ Скачать + Заказать документы

Современному ребенку необходимо осознавать свои возможности и индивидуальные особенности, уметь общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, принимать собственные решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. Ответственный ребенок, обладающий чувством коллективизма или командным духом, стремится выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения.

ФГОС дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

Публикация «Формирование детской команды в игре» размещена в разделах

- развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства коллективизма и ответственности за другого человека.

Все эти качества можно развить у детей через формирование детской команды.

Работая с детьми группы, я столкнулась с проблемой формирования детской команды. Дети в группу поступали из разных садов. В группе также были дети, которые мало или совсем не посещали детский сад. В связи с этим стали возникать трудности формирования детской команды.

Я занялась поиском эффективных средств и методов педагогического и психологического воздействия на формирование коллектива.

Изучив и проанализировав методическую литературу и различные источники я пришла к выводу, что формирование детской дружной команды – длительный и сложный процесс и состоит из нескольких этапов.

Вначале это небольшие по численности объединения детей, возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой. Эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей является воспитатель. Например, по предложению одного из детей небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает грузовик, другой возит его, а третий разгружает или небольшая группа девочек вместе играют с куклами в «семью», а я предлагаю им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений я часто становилась их центром: читаю небольшой группе детей сказки, пою песенку, показываю интересную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на нее осуществление, необходимость договориться, радость от общения со сверстниками. Как воспитатель поддерживала и поощряла первые объединения детей, комментируя их совместную деятельность в команде «Как интересно и весело играть вместе». Активная позиция наша проявляется и в том, что создавая первичные объединения команды детей, учитываю их индивидуальные особенности, добиваюсь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, мы привлекаем в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных. Также сплочению коллектива способствуют игры малой подвижности.

Например: «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель игры: развитие внимания и наблюдательности, необходимые для эффективного взаимодействия друг с другом.

Из числа участников выбирается водящий. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или прическе детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего – правильно подметить происшедшие изменения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим.

Примечание: (Делать нужно не больше 2-3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.)

«ВЕТЕР ДУЕТ НА ТОГО»

Цель игры: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников.

Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того.» Продолжение фразы может быть таким:

– У кого светлые волосы.

– Кто в красной одежде.

– Кто любит смеяться.

– Кто высокого роста.

– И т. д.

После фразы все, кто у кого есть такие качества, должны собраться в одном месте. Примечание: (в старших группах ведущего можно выбирать из детей, единственное условие – его необходимо менять, давая возможность каждому участнику побывать в главной роли.)

Второй этап формирования детской команды заключался в увеличении количества участников объединения, в выдвижении более сложных целей в совместной игровой деятельности. На этом этапе, как правило, дети начинают проявлять больше самостоятельности и организаторских умений. Состав объединений становился более устойчивым, так как детей привлекала совместная деятельность именно в такой группе сверстников. При этом моя работа была направлена на формирование организаторских умений у всех детей.

Переходя в старшую группу я продолжала воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребёнка данного возраста. Мое внимание было направлено на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля. Требование самоорганизации и самоконтроля основывается, с одной стороны, на осознании детьми их значимости, с другой – на освоении конкретных способов их практического осуществления. Я использовала такие игры как

Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель игры: развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.

Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.

Варианты продолжения игры:

– Мы возьмем с собой в путешествие.

– Этот предмет (.) цвета.

– По дороге мы встретили.

Примечание: (Когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3, 4, 5 человек).

Игра «РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание: (Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.)

Третий этап более высокий этап формирования детской команды и характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов. На этом этапе у детей появляется осознание себя, как части общего, как члена команды. Для реализации данной цели в группе мы использовали элементы театрализованной деятельности, была создана предметно-игровая среда: уголок ряжения, театр масок, различные виды театров (настольный театр, кукольный театр). Дети отдают предпочтение уголку ряжения, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом этой игры стало коллективное представление для сверстников группы.

Коллективное представление может быть разным. Учитывая, что сейчас дети современные решила организовать с ними сеть телепередачи «Минута славы». Здесь у детей появляется возможность проявить себя в том виде деятельности, которую они выбирают сами, проявляя инициативу.

Представление несёт в себе большой командно - образующий заряд.

Во-первых, театрализованная постановка - «продукт» (представление) совместной деятельности, которая требует концентрации сил каждого ребёнка.

Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому максимально реализовать свои возможности и способности.

В-третьих, театрализованная деятельность богата ситуациями совместного переживания, которые возникают спонтанно, но могут быть инициированы воспитателем. Это способствует эмоциональному сплочению команды.

В-четвертых, каждый участник совместной театрализованной деятельности вносит свой вклад в общий «продукт», понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех.

В процессе подготовки этой телепередачи возникало много сложностей:

- сложность в желании заполучить самую привлекательную роль — роль артиста;

-дети не считались с желанием партнера по совместной деятельности;

- активные дети при распределении ролей, высказываясь «Я буду!», заполучали то, что хотели и подавляли молчаливых детей, а те просто с этим соглашались.

Я помогала найти каждому ребёнку своё место в игре, считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями. И положительно оценивая деятельность ребенка, сравнивая его результат с его же результатом, мы тем самым оказывали поддержку в его саморазвитии.

Вашему вниманию предлагаются слайды нашего театрализованного представления: телепередача «Минута славы».

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детской команде условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста детская команда под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов.

Публикации по теме:

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Формирование детского коллектива в игре Игра выполняет не только развивающую и познавательную функции. Примерно с пяти лет в процессе игры происходит процесс формирования детского.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы (слайд 2) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова Для любимых деток или малыша» В настоящее время.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Доброе время суток, уважаемые коллеги, дорогие.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря. «Рыбки в водоеме» (часть третья)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря. «Рыбки в водоеме» (часть третья) Фотоотчет об игре «Сафари» - игре-испытании для вожатых летнего лагеря. "Рыбки в водоеме" (часть третья) Доброе время суток, уважаемые.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая) Игра "Сафари" - игра-испытание для вожатых. Фотоотчет (часть первая) Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички.

Обучение игре Формирование мышления Тема: «Больница»Обучение игре Формирование мышления Тема: «Больница» Обучение игре/ Формирование мышления/ Тема: «Больница» Оборудование: халаты, колпаки для врача и медсестры, стулья, сундучок для врача.

Развитие детской одарённости через обучение игре на детских музыкальных инструментах Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое.

Сообщение для воспитателей «Формирование грамматического строя речи в сюжетно-ролевой игре» Сообщение для воспитателей на тему: «Формирование грамматического строя речи в сюжетно – ролевой игре» подготовила воспитатель.

Статья «Создание условий для поддержки детской инициативы в игре» Создание условий для поддержки детской инициативы в игре. Хапова М. В. воспитатель МБДОУ д/с № 20 г. Арзамас Нижегородской области Основным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование детской команды в игре
Опубликовано: 5 октября 2017 в 19:35
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование детской команды в игре» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузнецова (УИ 190209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД