Светлана Маркеева
Формирование благоприятного психологического климата в ДОУ как фактор здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДОУ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Маркеева С. А.
воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Арзамас
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
Публикация «Формирование благоприятного психологического климата в ДОУ как фактор здоровьесбережения» размещена в разделах
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? [2]
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
В настоящее время в детском саду растёт количество детей с различными нарушениями поведения в виде агрессивность, расторможенности, повышенного уровня тревожности, страхов, эмоциональной неустойчивости.
Эмоционально-психологический климат – это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей.
Психологический климат в группе подразделяется на 2 вида: благоприятный и неблагоприятный.
Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. При таком климате дети достигают высоких качественных результатов без жесткого контроля со стороны воспитателя. Каждый из детей при таком климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Воспитатель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений. Дети в группе с благоприятным климатом выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Поддерживать такую систему отношений воспитателю необходимо ежедневно.
Неблагоприятный психологический климат препятствует личностному развитию, создает у ребенка состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. В отношениях друг к другу в такой группе преобладает индивидуализм, настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства на личность, неуверенность и равнодушие. К деятельности, предлагаемой воспитателем, в такой группе приступают неохотно, присутствует апатия, члены группы предпочитают шаблонные решения в процессе выполнения, и, как правило, дети демонстрируют низкое качество работы. [6 ]
Эмоциональное благополучие очень важно для ребёнка. Чтобы нормально развиваться ребёнку необходимо чувствовать себя любимым, уверенным в своих силах, своей значимости для взрослых.
Формирование психологического климата заключается в постоянном создании и возобновлении атмосферы, благоприятной для воспитания детей.
Под атмосферой принято понимать окружающие условия, обстановку, которые периодически изменяются или имеют относительно постоянный характер.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1. Отношениями между воспитателем и детьми;
2. Отношениями между самими детьми;
3. Отношениями между воспитателями;
4. Отношениями между воспитателями и родителями.
Воссоздавая благоприятную, атмосферу, педагог в итоге формирует климат, а климат, как устойчивая система отношений, в свою очередь, определяет и меру благоприятности атмосферы.
Атмосфера и климат теснейшим образом связаны друг с другом: изменения в атмосфере сказываются на изменении климата.
Таким образом, психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. [ 5]
Технологии, позволяющие создать благоприятный психологический климат в группе
1. Динамические паузы – во время образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. [1]
2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и с другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с целью психофизической разрядки.
В психогимнастику могут входить
- Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний;
- Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций;
- Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
- психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Психогимнастика проводится на занятиях и в свободное время. [5]
3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций. [ 5]
4. Музыкотерапия. Одним из эффективных средств создания психологического климата является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности.
Для детей с «сильной» и «слабой» нервной системой влияние приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная – улучшает, неприятная – ухудшает деятельность. [ 3]
Методами, помогающими создать благоприятный психологический климат в коллективе также являются:
Установление личных контактов.
Подбадривающее, одобрительное отношение в течении дня.
Этическое благородное поведение, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого ребенка.
Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы.
Применение художественного аудиовизуального ряда.
Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств.
Создание различных традиций в группе (утренних приветствий, подведение итогов в конце дня).
Использование сюрпризных моментов, приходы сказочных персонажей, их присутствие в течение дня.
Позволение приносить в группу любимую игрушку.
Наличие «семейных альбомов».
Наличие «уголков психорелаксации», «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться. [ 4]
Таким образом, создание благоприятного психологического климата в группе очень важная составляющая работы воспитателя, влияющая на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Список литературы:
1. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 1999г.
2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Методическая библиотека / Н. К. Смирнов. – М. :АРКТИ, 2003 г.
3. Брусшювский Л. С. Музыкотерапия/ Под ред. Е. В. Рожнова. Ташкент, 1979.
4. Журнал «Ребенок в детском саду», 2012 г.
5. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг/А. С. Прутченков. -2-е изд. Доп. и перераб. - 2003г.
6. Интернет – ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-blagoprijatnogo-psihologicheskogo-klimata-v-dou.html