Диатроптова Яна
Формирование бесконфликтного взаимодействия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности детских конфликтов в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте основой деятельности является сюжетноролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, потому что именно здесь складываются и проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируя умение общаться в коллективе сверстников. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных действиях сверстников и реб нка. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре.
Публикация «Формирование бесконфликтного взаимодействия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Конфликт между ребенком и сверстниками принимает особенно острые формы, когда не владение игровыми навыками осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми (неумением поделиться, уступить и т. п.).
Аналогичный конфликт со сверстниками возникает в том случае, когда ребенок, владея навыками игры и положительными личностными качествами, не может реализовать их из-за излишней двигательной активности или, напротив, замедленности действий ребенка.
Создание условий для развития навыков бесконфликтного поведения детей
В педагогической деятельности при профилактике конфликтов дошкольников используются различные методы, приемы и средства.
Одним из этих направлений является развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
Во-первых, умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении,
критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску решений в
сложных и конфликтных ситуациях, обучение умению брать на себя
ответственность.
Во-вторых, научить реб нка вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения.
Также в качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций
используются:
1) Сюжетно - ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
2) Имитационные игры;
3) Интерактивные игры (игры на взаимодействие);
4) Социально - поведенческие тренинги;
5) Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из
них;
6) Психогимнастика;
7) Чтение и обсуждение художественных произведений;
8) Дискуссии.
Таким образом, создавая условия для развития навыков бесконфликтного поведения, педагог должен помнить, что профилактика конфликтов эффективнее всего проводится в детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям
сверстников или убеждать их в своей правоте, при этом прилагая усилия для
достижения общего результата. Именно тому, что реб нок осваивает и открывает для себя что-то новое с помощью игр и различных конфликтных
ситуаций и выхода из них - это служит благоприятному развитию для
дошкольника.