Ольга Чапорова
Фонетическая сказка «Кощеево царство» Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
по теме: «Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю» [/h4]
фонетическая сказка «Путешествие в Кощеево царство»
Поскольку изучение йотированных гласных букв – один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников, то введение в данную тему мне кажется целесообразным начинать с фонетической сказки «Как гласные звуки А,О,У,Э спасли звук Й», которая позволяет в занимательной форме рассказать о двойных звуках и выявить соответствующие звукобуквенные связи.
Публикация «Фонетическая сказка „Кощеево царство“ Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю» размещена в разделах
- Буква Е и звук [Е]. Конспекты занятий
- Буква Ё
- Буква Ю и звук [Ю]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Вид НОД: интегрированная.
Интегрируемые ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Программные задачи:
• образовательная: познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами А, Е, Ё, Ю и их графическим профилем; закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный; продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов;
• развивающая: продолжать развивать фонематическое восприятие, слуховое вниманияе, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, связную речь;
• воспитательная: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.
Материалы: пиктограммы эмоций; «Волшебная коробочка»; эмблемы звуков «Й», «А», «О», «У», «Э», буквы А, О, У, Э; карточка с изображениями: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог; диск, музыкальный центр; изображение Замка Кощея; цветные вязанные подушечки; два изображения цветика-семицветика, картинки с изображениями: воробей, майка, лейка, йог, балалайка, бейсболка, портной, попугай, муравей, трамвай, линейка, чайник, чайка.
Предварительная работа: знакомство с правилами дидактической игры «Отгадай звук», знакомство с артикуляционными и акустическими особенностями звука «Й», буквой Й.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речемыслительной деятельности малоактивных детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Миогимнастика
(цель: развитие умения определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, движении).
- Доброе утро, ребята! Оно, действительно, доброе? Вот такое? (демонстрирую пиктограмму «Радость»). Передай настроение по кругу.
- А это какое утро? (демонстрирую пиктограмму «Грусть») (Грустное утро). Передай настроение по кругу.
(Аналогично проводится работа с пиктограммами «Злость» и «Удивление»)- Покажите - какое у вас сегодня настроение
h4]
2. Основная часть.
•
Дидактическая игра «Отгадай звук»
(цель: развитие логического мышления, анализа, обобщения, сравнения)
- Ребята, это волшебная коробочка, в которой спрятался уже знакомый вам звук. Отгадайте этот звук, и он поиграет с вами в интересные игры. Правило: на ваши вопросы я могу отвечать только словами «да» или «нет».
(Дети задают вопросы по типу: это гласный\согласный звук? Когда он поет песенку ротик образует овал\круг\улыбочку? Звуку мешает спеть песенку язычок\губы\зубы? Это твердый\мягкий звук? Чтобы построить домик-букву понадобится три палочки и «хвостик»)
- Правильно – это звук «Й». (Открываю коробку). Но где, же он? Звук «Й» пропал! Здесь лежит звуковое письмо и зашифрованная записка.
•
Фонетическая игра «Автограф Кощея»
(цель: развитие умения составлять слова по первым звукам названий картинок).
- Давайте прослушаем звуковое письмо.
(Включаю диск, звучит фонограмма)
- Ой-ай-уй! Спасите! Помогите!
- Кхе! Кхе! Ишь разойкался! Песенки он решил попеть с гласными звуками! Тоже мне певец «Фактор А»! Теперь будешь сидеть у меня в Замке и не вздумай сбегать – я сразу тебя узнаю по твоей букве с хвостиком!
- Что же делать, ребята? (Надо идти выручать звук Й)
- Куда идти, кто спрятал звук «Й»? Здесь есть подсказка (Демонстрирую карточку с картинками: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог).
- Давайте попробуем составить слово по первым звукам картинок. (К, А, Щ, Э, Й – Кащей спрятал наш звук «Й»).
- Чтобы Кощей нас не узнал – превратимся в гласные звуки и буквы: 1,2,3 – вокруг себя повернись в звук, иль букву превратись!
(Звучит «волшебная» музыка, дети одевают на руки эмблемы звуков и букв А,О,Э,У)
- Звук, пожми руку своей букве, нам пора в путь!
•
Игра «Собери слово»
(цель: развитие умения производить звуковой анализ и синтез слов, кинестетических ощущений, обоняния, умения работать в малых группах)
- Мы пришли в Царство Кощея: как здесь темно и мрачно…. Посмотрите - буквы от страха разбежались по полянке и теперь не могут собраться в слова. Поможем им?
(Дети делятся на две подгруппы, собирают слова из цветных вязаных подушечек с изображениями букв, подушечки наполнены зерновыми, бобовыми крупами, а также пропитаны аромомаслами апельсинового дерева и пихты)
•
Сопряженная гимнастика «Мы не дети, а цветы»
по мотивам старинной игры «Я садовником родился(цель: развитие мимических мышц лица, мелкой моторики)
- Как теперь стало красиво и светло на полянке! Представьте, что вы - не дети, а цветы небывалой красоты!
Все вас ценят, все вас любят
Насекомые и люди.
Это хорошо?
Любят и животные
Особенно голодные.
Это хорошо?
Представьте, что ваши головки – это бутончики цветов
Неуклюжие жуки
Топчут наши лепестки (постукивание подушечками пальцев вокруг рта)
А прожорливые мошки
Объедают нас немножко (пощипывание)
Мухи возле нас снуют
Больно крылышками бьют (похлопывание легкое)
Паутиной как веревкой
Нас паук опутал ловко (вертикальные и горизонтальные поглаживания)
Вот как нас обидели
Разные вредители! (изображают обиду)
Но хозяюшка-пчела вредных мошек прогнала! (руками разгоняют вредителей)
•
Игра «Цветик-семицветик»
(цель: развитие умения выделять позицию звука)
(Работа в подгруппах: дети раскладывают на лепестки одного цветка картинки, в названии которых звук «Й» встречается в середине слова, другого – в конце слова. Дается проблемная картинка «йог». Проверка: правильный ответ – хлопаем, неверный - топаем)
- Нам пора дальше…
•
Фонетическая сказка «Как гласные звуки спасли звук «Й»
(цель: знакомство с йотированными буквами, их графическим профилем)
- Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь…Мы приблизились к Кощееву Замку. Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й».
(Демонстрирую Замок Кощея)
- И так…подошли гласные звуки к замку Кощея, как мы с вами сейчас, открыли могучую дубовую дверь (открываю дверь, а за ней звук «Й» сидит, плачет.
- Прыгнул на помощь в замок звук «А» (размещаю в Замке звук «А»)
- Э! А как же я? Воскликнул звук «Э» (размещаю в Замке звук «Э»)
- О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О» (размещаю в Замке звук «О»).
- У! Загудел звук «У». Я тоже помогу! (размещаю в Замке звук «У»)
- Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит.
- Стали думать звуки как им Кощея обмануть и незаметно выбраться из замка… И придумали. Как вы думаете, что придумали звуки? (Ответы детей)
- А придумали звуки вот какую хитрость:
Надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука!
- Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я).
(Аналогично: «Й» + «О» = Ё,
«Й» + «У» = Ю,
«Й» + «Э» = Е)
- Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е?
- Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой.
- Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я,Е,Ё,Ю!
- Понравилась вам сказка? Нам тоже пора возвращаться в детский сад и расколдовываться. (Звучит «волшебная» музыка, дети снимают эмблемы). Давайте новые буквы поселим в нашей группе.
(Размещаем буквы Я,Ё,Е,Ю в кассе)
3. Рефлексия.
•
Волшебная палочка
(активизация полученных знаний)- Что было самым интересным? (По кругу – ответы детей)
•
Сюрпризный момент
(песочное печенье в виде букв Я, Е, Ё, Ю).