Наталья Петрушова
Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности. Конспект занятия «Звук [Т]»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности. Звук Т.
Подготовила: учитель-логопед
Петрушова Н. В. МБОУ №4
с. Винсады
ноябрь, 2020г.
Коррекционно-образовательные задачи:
уточнить знания детей о согласных звуках;
активизировать словарный запас по лексическим темам «Транспорт», «Домашние птицы, животные»;
совершенствование грамматического строя речи (образование названий детенышей, существительные родительного падежа единственного и множественного числа);
употребление антонимов
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности, Конспект занятия „Звук [Т]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности;
развивать фонематический слух:
- различение звук Т в ряду других звуков, слогах, словах, предложениях;
- анализ обратных слогов типа АТ и прямых слогов типа ТУ;
-закреплять «звуковой облик» слова;
развивать зрительное внимание и восприятие;
развивать речевой слух, память, мышление;
развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
активизировать речевую деятельность детей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.
Оборудование:
музукальные инструменты, сенсорный бассейн с песком с маленькими игрушками, удочка, бумажные рыбки с символами гласных и согласных звуков, игрушка Кот, разрезные картинки (самокат, самолет, грузовик, ноутбук, мультимедийная установка, слайд-шоу.
Ход занятия
1.Организационный этап. Психогимнастика.
Мы пришли в свой детский сад,
Здесь друг другу каждый рад.
Улыбнулись, обнялись,
И работать принялись.
2. Коррекционно-развиваюций этап.
1. Сообщение темы занятия.
Дидактическое упражнение «Длинный звук — короткий звук» (развитие слухового внимания).
Логопед протяжно дудит на дудочке (длинный звук, а затем ударяет в барабан (короткий звук, уточняет с детьми разницу в звучании. Дети слушают и в дальнейшем определяют самостоятельно длительность звука (инструменты за ширмой)
Логопед. Это неречевые звуки. Длинные звуки как гласные, которые мы произносим протяжно (длительно, поем, а коротки – согласные, которые произносим отрывисто (коротко). Сегодня продолжим с вами разговор о согласных звуках. О каком, вы узнаете, отгадав загадку.
В нашем доме кто живет,
Молоко из миски пьет.
По ночам мышей гоняет.
Днем на лавке отдыхает.
Больше никаких забот.
Ну, конечно, это…. (Кот)
Логопед. Какой звук слышится в конце слова КОТ? (Т). Сегодня будем говорить о звуке Т.
2. Знакомство со звуком Т.
Логопед. (Слайд) Посмотрите на артикуляцию звука Т:
-губы в свободном положении;
-зубы сближены, но не сомкнуты;
-кончик языка стучит за верхними зубами в бугорки (альвеолы);
-горлышко «молчит».
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой (горлышко «молчит»).
Символ звука Т – «Молоток»
Обозначение: черный кружок.
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед. Чтобы наш язычок хорошо работал, сделаем артикуляционную зарядку «Ленивый котенок» (слайды).
Жил-был ленивый кот.
Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «Блинчик».)
Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!»
Обиделся кот и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая.
(Упражнение «Блинчик»- «Иголочка».)
То горочка, то низинка. (Упражнение «Качели».)
Вдруг увидел он забор. (Упражнение «Забор».)
За забором был дом с окошками. (Упражнение «Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе.
Каждое утро они чистили зубы. (Упражнение «Почистим зубки».)
Кот помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. (Упражнение «Маляр».)
Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Упражнение»Лошадка».)
Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и стал стучать Т-Т-Т. (Упражнение «Дятел»)
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:
Логопед: Ребята, давайте поможем нашим героям. Стукнем кулачками-молоточками тогда, когда услышим звук Т. Чтобы разбудить кота и петушка.
Т, А, О, Т, Т, М, С, Т, Ф, АТ, ОТ, УР, ИШ, ТЫ, ГУ, ТА, ТАНК, ЯБЛОКО, СОЛНЦЕ, ТУЧА…
5. Упражнение «Образовать названия детенышей».
Логопед:
Услышали наше предупреждение Кот и Петушок и призадумались:»Как им быть?» Кот рассказал, что жил он в селе у бабушки Томы
У неё была кошка с…котятами, собака с…щенятами, курица …
с цыплятами, утка…с утятами.
Как-то побежали …утята к реке, стали там плавать, нырять, а …котята, …щенята и …цыплята остались на берегу. Вдруг послышалось «трах-та-та-тах!»
Испугались все малыши – и …утята, и …цыплята, и …котята, и
…щенята. Побежали они к своим мамам: котята - …к кошке, щенята- …к собаке, цыплята - …к курице, утята - … к утке. Успокоили мамы своих детёнышей, а бабушка Тома насыпала им корма. Ведь она любит
и …утят, и …цыплят, и …котят, и …щенят?.
Логопед. Решили Петушок и Кот вернуться к бабушке. Путь предстоит им долгий. И так, чтобы сильными стать - надо руки-ноги нам размять.
6. Физминутка (Железнова, логоритмика)
Тук-ток, туки-ток
Бьёт кулак, как молоток Сначала стучит один кулачок, затем второй
Тук-тук-тук-туки,
Застучали две руки Оба кулачка стучат друг о друга
Тук-ток, туки-ток, Сначала топает одна ножка - шаг на степ,
Застучал мой каблучок приставили ногу, затем вторая - шаг на степ,
приставили ногу, топаем ногами - возле степа
Тук-тук, Туки-ток,
Две ноги и две руки Одновременно работают руки и ноги,
изображаем молоточек и делаем приставные шаги
на степ как во 2 куплете
7. Дидактическое упражнение «Выбери транспорт».
Логопед. А на каком транспорте мы можем выбраться до бабушки?
Дети. Машина, трактор, мотоцикл, ….
Логопед. В названии транспорта должен быть звук Т.
Дети. Автобус, метро, троллейбус, трамвай, такси, самолет, самокат, вертолет.
Логопед. А в лесу могут ездить метро, троллейбус, трамвай? Почему?
Посмотрите какой транспорт есть у нас.
8. Разрезные картинки (самолет, грузовик, самокат)
Логопед. Напомню: в названии транспорта должен быть звук Т.
-Можем взять грузовик? (Нет, потому что в слове нет звука Т).
-Можем лететь на самолете? (Нет, потому что у самолета нет хвоста)
-Достался нам самокат.
8. Дидактическое упражнение «Прочитай схему».
Логопед. По дороге встретили речку и решили Кот и Петушок порыбачить. Сели на бережку, закинули удочку и поймали….(двойные рыбки (красные с символами гласных, черные с символом звука Т)
А+Т, О+Т, У+Т, Т+А, Т+О, Т+У
9. Упражнение в сенсорном бассейне «Подарки»
Логопед. Опустите руки в бассейн нащупайте предмет, достаньте. Определите, есть ли звук Т в слове.
10. Упражнение «Наоборот».
Логопед. Пришли к бабушке Томе. Бабушка ….
не молоденькая, а старенькая
не веселая, а грустная
не смеется, а плачет
11. Упражнение «Услышь слово»
Логопед. Она выглядывает кота и приготовила угощение (картинки- слайды)
-Я буду называть звукокомплексы, как только вы услышите правильное слово, то повторите за мной.
Танасме, тасмена, сметана, смената, сметана.
тылетко, котлеты, летыкот, котлеты
конфета, таконфе, фетакон, конфета
12. Итог
Логопед. Какой звук мы сегодня произносили в слогах, словах?
Вспомните слова со звуком Т.