Татьяна Подгорнова
Фольклорный праздник в средней группе «За околицей»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорный праздник «За околицей»
Цели: Развитие исполнительско-творческих навыков и умений, художественно-творческого мышления, фантазии учеников.
Задачи:
1. Подвести итог и обобщить работу по разделу «Народные традиции на Руси».
2. Осуществить комплексный подход к фольклорному празднику через межпредметные связи (ИЗО, музыка, продуктивный труд, чтение художественной литературы).
Публикация «Фольклорный праздник в средней группе „За околицей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2013
3. Дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости.
4. Обеспечить знаниями традиционного русского поэтического и музыкально-поэтического творчества, доступного для усвоения детьми.
5. Привитие бережного отношения к культурным традициям своего народа.
Оборудование:
Оформление, мука, соль, вода, все для лепки, фартуки, колпачки, русские наряды для ведущих и детей, атрибуты для игр, музыкальное сопровождение, ленты с кольцами.
Содержание:
Ведущий выходит и исполняет русскую народную песню «За рекой, за лесом».
Ведущий 1
Уже солнце клонится,
Пойдёмте, подружки, за околицу! (сопровождение гармони)
Ведущий 2 и 3
-Здравствуйте, люди добрые!
-Здравствуйте, разудалые молодцы русские!
Ведущий 1
-Здравствуйте, девицы красные – милые и прекрасные!
Сегодня за околицей собрался исконно русский народ.
Ведущий 1
Наш народ гостеприимный и трудовой.
Ведущий 2
Славится он народными промыслами, затейливыми кружевами, домашней расписной утварью.
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары!
Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите! (Сопровождение гармони. Дети идут по ярмарочным рядам).
Вед 3 В почёте у нас народная мудрость, русские обычаи и традиции. Но люди русские умеют не только хорошо работать, но и здорово веселиться.
Вед 1 И сходятся по праздникам за околицей два деревенских края – показать свою удаль молодецкую, пошутить, посмеяться, добрым словом перемолвиться.
Вед 3 Будем сегодня хороводы водить, песни русские слушать, в игры молодецкие играть.
Вед 2 А из соли и муки будем стряпать кулики.
А сейчас, честной народ, становитесь в хоровод.
Эй, ребята, не зевай, себе ленту выбирай! (хоровод «Ой, то ли на лугу»)
Вед 3 А теперь можно и силой померяться. Умеете ли вы считать? (счет до 10 с детьми)
Обращение к гостям: У меня вопрос ко всем: как принято считать десятки? Давайте все хором посчитаем – 10, 20, 30, 40. Кстати, почему 40? Не подскажете?
Тогда я вам скажу, что 22 марта по народному календарю день Жаворонка. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
- Давным-давно когда люди еще не придумали календари, не смастерили часы, они определяли время по солнышку. И люди не знали, какой месяц наступил и очень боялись, что зима никогда не кончится, не наступят тёплые дни, не растает снег, и не смогут посеять зерно и посадить другой урожай. И древние люди считали, что весну нужно звать, кликать. Особенно часто это делали дети, они выбегали на улицу и кричали: «Приди, солнышко, приди к нам в окошечко». А приход весны всегда начинался с прилёта птиц. Детям раздавали свистульки и они, подражая пению птиц, насвистывали.
Давайте и мы с вами весну позовё м закличкой:
Весна, Весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными.
Вед 2 В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков, а вместо глаз – изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички…
Продуктивная деятельность.
Ребята, давайте мы с вами тоже сегодня приготовим жаворонков. Для этого нам необходимо приготовить тесто. Для этого что надо?
Ведущий 2 готовит тесто и дети лепят птиц.
При изготовлении жаворонков дети заучивают закличку:
Жаворонушки, перелетушки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную
Весну ясную
На своём хвосте!
Вылепленные фигурки дети складывают на поднос и несут для выпекания, моют ручки.
Вед 3 Делу время, потехе час.
Весну позвали, пора и за околицу.
В игры разные играть, песни петь и танцевать!
Но ворота на пути,
Ни проехать, ни пройти.
А ворота не простые,
А ворота золотые.
Игра «Золотые ворота» («Золотые ворота пропускают не всегда, первый раз - прощается, второй раз - запрещается, и на третий раз - не пропустим вас!»)
Вед 1 Гулянье обычно начиналось с «задирок»- так называют в народе русские народные пословицы и поговорки. А как же - ведь пословица - душа и ум русского народа.
В ней и к Родине любовь, в ней мудрый опыт поколений, хвала труду и презрение к лени.
Мы начинаем - вы продолжаете:
• Шило - мешок (шила в мешке не утаишь)
• Дело - смело (сделал дело - гуляй смело)
• Дело - час (делу время - потехе час)
• Чай - дрова (чай пить - не дрова рубить)
• Перо - топор (что написано пером, то не вырубишь топором)
• Изба - угол - пирог (не красна изба углами, в красна - пирогами)
Вед 1
Засиделись наши ноги,
Надо их размять немного.
Игра «Скакуны»
Вед 3
Ох и славно вы скакали,
Я надеюсь не устали.
А теперь пришла пора
Выбрать девицу для себя
Эй, девчата, не зевай,
Себе ленту выбирай!
Игра «Шушунчики»
Вед 1
В старину ни одно гулянье не обходилось без шутки – прибаутки. Вот и у нас есть минутка для сценки – шутки.
Сценки (дети)
1-я сценка
Ты пирог ел?
Нет, не ел.
А вкусный был?
Очень.
2-я сценка
Федул-что губы надул?
Кафтан прожёг.
Починить можно?
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Остались ворот да рукава.
3-я сценка
Тит, иди молотить!
Живот болит.
Тит, иди кашу есть!
А где моя большая ложка?
Вед 3
В старину везде, всегда люди ходили в лаптях.
А кто из современных детей хочет попробовать, что это за обувь?
Есть такие смельчаки?
Вед 1 У всех вечёрок общим было то, что собирались на них, чтобы себя показать, да других посмотреть, частушкой – шуткой переброситься, а самое главное – померяться удалью в танцах, в плясках, потехах да забавах посоперничать.
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт!
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу!
Приглашаем всех поплясать.
Вед 2
Ох, и славно поплясали!
Вы, надеюсь, не устали?
Кто, плясал, тому почёт.
И подарочек вас ждёт!
Дарят бумажных птиц и приглашают на улицу весну кликать, да птиц запускать.
подбрасывать к солнышку и петь веснянки. В них будем просить птиц принести с собой тепло.