Оксана Монастырских
Фольклорный праздник для дошкольников Северные посиделки
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорный праздник для дошкольников
Северные посиделки
Цель: приобщение дошкольников к истокам северной культуры.
Задачи:
1. закрепить знание детей о загадках, песнях играх и хороводах.
2. Продолжать знакомить детей с традициями севера.
3. Воспитывать любовь к северному фольклору.
4. Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Оформление: в центре зала – русская изба, в углу печь, большой длинный стол, деревянные лавки, расписной сундук, старинный самовар.
Ход праздника:
Детей встречает хозяйка избы в русском сарафане:
Публикация «Фольклорный праздник для дошкольников Северные посиделки» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2013
- Здравствуйте гости дорогие, рада видеть вас у себя в гостях!
Дети: здравствуй хозяюшка, здорово ли живешь? Как здравствуешь?
Хозяйка: Очень рада вам, что вы пришли
Ну, садитесь на скамейки.
Свой рассказ сейчас начну.
Свой рассказ сейчас начну, только прялочку возьму.
Хозяйка: в старые времена был обычай у людей: как заканчивали полевые работы, убирали урожай, коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Это сейчас ребята электричество помогает нам по разному проводить время: смотреть телевизор, слушать музыку, работать на компьютере и т. д. А в те далекие времена как говориться в пословице: «От скуки бери дело в руки» каждый находил себе дело. Вот и проводили время, кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки вырезают. Весело было, кто песню затянет, кто частушку. А вы знаете хорошую песню?
Дети: конечно, мы даже знаем припевки Архангельской области.
Поют припевки «Прялица»
Хозяйка: Где песенка льется, там легче живется! Ну а какой же вечер без веселой, шумной игры? (Приглашает детей на игру «Горелки».)
Игра «Горелки»
Играющие выстраиваются парами в колонну. Впереди, спиной к ним становится «горельщик». Ему поют: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!
Сделай дело, Глянь на небо –
Звезды горят, Утки летят,
По-морю кричат: «Чекоты, чекоты, не догонишь ты!»
После этих слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон, вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если горельщик поймает одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а игрок, оставшийся без пары, «горит», и игра продолжается.
Хозяйка: раньше в старину люди не только много работали, но и умели отдыхать придумывали разные приговорки, прибаутки,дразнилки – умели пошутить, а кого и пожурить.
Дети: мы тоже знаем веселые дразнилки:
1ребенок: Вася, Вася, Василек,
Не ходи на пароход.
Пароход качается,
Васька кот ругается!
2ребенок: Антошка – картошка,
Голова с лукошко,
Посмотрел в окошко,
Побежала кошка.
3ребенок: Андрей – воробей,
Не гоняй голубей,
Голуби бояться, на крышу не садятся!
4ребенок: Васька – кисель
На лавку присел,
Все калачики поел,
В печь поставил,
Нам не оставил!
Хозяйка: Какие вы веселые! Вот и раньше в длинные, зимние вечера становились вечерами шуток и прибауток. А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую долгую и интересную жизнь они прожили до встречи с вами? Родились загадки давным – давно, когда топор еще богатством считали. Наши предки думали, что дерево, трава и всякая живность – все понимают человеческий язык. Для того чтоб друг друга понимать придумали охотники и рыболовы особый тайный язык. Медведицу например называли «коровой», а корову – «рыкушей» и т. д. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки. Давай подумаем, поломаем голову, что прячется за мудреными да хитрыми слова.
Хозяйка: сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу. (Загадывает детям загадки):
1. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
2. Рядом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
3. Чистый, зубастый
Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок)
Хозяйка: какие вы смекалистые все загадки отгадали, а теперь посмотрим как вы ловки да удалы.
Игра «Лапти».
Описание: дети стоят в кругу, спиной в круг, ведущий в центре.
Ведущий спрашивает: «Лапти сплели?» Дети: «Нет!»
Ведущий: «Лапти сплели?» Дети: «Да!»
Ведущий: Бросайте их сюда!» Дети бросают через плечо
фант - тапок или др.
Не поворачиваясь в круг, дети под музыку пляшут. Ведущий тем временем,
Путает местами фанты, перекладывает с места на место и забирает часть фантов себе, затем говорит: «Один, два, три – фант бери». Кто остался без фанта садится.
В конце игры фанты можно разыграть.
Хозяйка: говорят скороговорки повторить, что комара словить. А вы ребята умеете скороговорки проговаривать. Вот и хорошо! Сядем рядком, да поговорим ладком. Слушайте мои скороговорки! Кто скорее запомнит, кто складнее скажет? Слушайте:
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Кто повторить готов? Кто попробует?
Дед Данила
Делил дыню –
Дольку Диме,
Дольку Дине.
Молодцы ребята справились! У каждого Егорки свои скороговорки, а вот под конец я такую скажу, что уж наверняка никто не выговорит:
Бежит боровок, белорыл, белоног,
Перерыл боровок рыльцем дворок.
Дети повторяют скороговорки, соревнуются в четкости, правильности и быстроте произношения.
Хозяйка: знаете ли вы частушки? Выходи, исполняй:
Дети исполняют верхнетоемские частушки:
Как двинские-то девчата
Красотою славятся,
А как только запоют,
Сразу всем понравятся
Говорят я боевая,
Боевая, ну и что ж.
Моя мама боевая
Ну а я тогда в кого же?
Верхнетоемски ребята
Носят все калоши,
Мимо окон ходит боком
Думают хороши.
Мы с веселой песней дружим
По-тоемски мы говорим,
Хорошо живем, не тужим
И с картошкой хлеб едим
Мы частушек знаем много,
Знаем целый миллион.
Приезжайте к нам послушать
В Верхнетоемский район!
Хозяйка: Молодцы! Уж вы порадовали меня, спасибо! Пришло время нам прощаться, давайте на прощание поводим хоровод.
Северный хоровод. (Муз. А. Абрамского, слова Л. Васильевой.)
Литература
1. Веретенце. Музыкальный фольклор в начальной школе. / сост. Дойницына
Людмила Александровна. – Архангельск, 1999.
2. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М. : ЛИНКА-
ПРЕСС, 2000,224 с. -122стр.
3. Науменко Г., Якунина Г. «Солнышко-ведрышко». Издательство «Белая горница»
Архангельской областной научно-методический центр культуры 1994г. Стр. 92-95.
4. Составитель Рыбак Е. В. Фольклорные праздники и развлечения в детском саду.
(из опыта работы дошкольных учреждений Архангельской области. АО ИППК
Г. Архангельск 1993г. Стр. 37,39.
5. Овчар О. Н., Колягина В. Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М. : «Издательство «Гном и Д», 2005.