Папки-передвижки

Фольклорный праздник для дошкольников Северные посиделки

Оксана Монастырских
Фольклорный праздник для дошкольников Северные посиделки
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклорный праздник для дошкольников

Северные посиделки

Цель: приобщение дошкольников к истокам северной культуры.

Задачи:

1. закрепить знание детей о загадках, песнях играх и хороводах.

2. Продолжать знакомить детей с традициями севера.

3. Воспитывать любовь к северному фольклору.

4. Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.

Оформление: в центре зала – русская изба, в углу печь, большой длинный стол, деревянные лавки, расписной сундук, старинный самовар.

Ход праздника:

Детей встречает хозяйка избы в русском сарафане:

Публикация «Фольклорный праздник для дошкольников Северные посиделки» размещена в разделах

- Здравствуйте гости дорогие, рада видеть вас у себя в гостях!

Дети: здравствуй хозяюшка, здорово ли живешь? Как здравствуешь?

Хозяйка: Очень рада вам, что вы пришли

Ну, садитесь на скамейки.

Свой рассказ сейчас начну.

Свой рассказ сейчас начну, только прялочку возьму.

Хозяйка: в старые времена был обычай у людей: как заканчивали полевые работы, убирали урожай, коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Это сейчас ребята электричество помогает нам по разному проводить время: смотреть телевизор, слушать музыку, работать на компьютере и т. д. А в те далекие времена как говориться в пословице: «От скуки бери дело в руки» каждый находил себе дело. Вот и проводили время, кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки вырезают. Весело было, кто песню затянет, кто частушку. А вы знаете хорошую песню?

Дети: конечно, мы даже знаем припевки Архангельской области.

Поют припевки «Прялица»

Хозяйка: Где песенка льется, там легче живется! Ну а какой же вечер без веселой, шумной игры? (Приглашает детей на игру «Горелки».)

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами в колонну. Впереди, спиной к ним становится «горельщик». Ему поют: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!

Сделай дело, Глянь на небо –

Звезды горят, Утки летят,

По-морю кричат: «Чекоты, чекоты, не догонишь ты!»

После этих слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон, вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если горельщик поймает одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а игрок, оставшийся без пары, «горит», и игра продолжается.

Хозяйка: раньше в старину люди не только много работали, но и умели отдыхать придумывали разные приговорки, прибаутки,дразнилки – умели пошутить, а кого и пожурить.

Дети: мы тоже знаем веселые дразнилки:

1ребенок: Вася, Вася, Василек,

Не ходи на пароход.

Пароход качается,

Васька кот ругается!

2ребенок: Антошка – картошка,

Голова с лукошко,

Посмотрел в окошко,

Побежала кошка.

3ребенок: Андрей – воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби бояться, на крышу не садятся!

4ребенок: Васька – кисель

На лавку присел,

Все калачики поел,

В печь поставил,

Нам не оставил!

Хозяйка: Какие вы веселые! Вот и раньше в длинные, зимние вечера становились вечерами шуток и прибауток. А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую долгую и интересную жизнь они прожили до встречи с вами? Родились загадки давным – давно, когда топор еще богатством считали. Наши предки думали, что дерево, трава и всякая живность – все понимают человеческий язык. Для того чтоб друг друга понимать придумали охотники и рыболовы особый тайный язык. Медведицу например называли «коровой», а корову – «рыкушей» и т. д. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки. Давай подумаем, поломаем голову, что прячется за мудреными да хитрыми слова.

Хозяйка: сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу. (Загадывает детям загадки):

1. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

2. Рядом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

3. Чистый, зубастый

Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок)

Хозяйка: какие вы смекалистые все загадки отгадали, а теперь посмотрим как вы ловки да удалы.

Игра «Лапти».

Описание: дети стоят в кругу, спиной в круг, ведущий в центре.

Ведущий спрашивает: «Лапти сплели?» Дети: «Нет!»

Ведущий: «Лапти сплели?» Дети: «Да!»

Ведущий: Бросайте их сюда!» Дети бросают через плечо

фант - тапок или др.

Не поворачиваясь в круг, дети под музыку пляшут. Ведущий тем временем,

Путает местами фанты, перекладывает с места на место и забирает часть фантов себе, затем говорит: «Один, два, три – фант бери». Кто остался без фанта садится.

В конце игры фанты можно разыграть.

Хозяйка: говорят скороговорки повторить, что комара словить. А вы ребята умеете скороговорки проговаривать. Вот и хорошо! Сядем рядком, да поговорим ладком. Слушайте мои скороговорки! Кто скорее запомнит, кто складнее скажет? Слушайте:

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Кто повторить готов? Кто попробует?

Дед Данила

Делил дыню –

Дольку Диме,

Дольку Дине.

Молодцы ребята справились! У каждого Егорки свои скороговорки, а вот под конец я такую скажу, что уж наверняка никто не выговорит:

Бежит боровок, белорыл, белоног,

Перерыл боровок рыльцем дворок.

Дети повторяют скороговорки, соревнуются в четкости, правильности и быстроте произношения.

Хозяйка: знаете ли вы частушки? Выходи, исполняй:

Дети исполняют верхнетоемские частушки:

Как двинские-то девчата

Красотою славятся,

А как только запоют,

Сразу всем понравятся

Говорят я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая

Ну а я тогда в кого же?

Верхнетоемски ребята

Носят все калоши,

Мимо окон ходит боком

Думают хороши.

Мы с веселой песней дружим

По-тоемски мы говорим,

Хорошо живем, не тужим

И с картошкой хлеб едим

Мы частушек знаем много,

Знаем целый миллион.

Приезжайте к нам послушать

В Верхнетоемский район!

Хозяйка: Молодцы! Уж вы порадовали меня, спасибо! Пришло время нам прощаться, давайте на прощание поводим хоровод.

Северный хоровод. (Муз. А. Абрамского, слова Л. Васильевой.)

Литература

1. Веретенце. Музыкальный фольклор в начальной школе. / сост. Дойницына

Людмила Александровна. – Архангельск, 1999.

2. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М. : ЛИНКА-

ПРЕСС, 2000,224 с. -122стр.

3. Науменко Г., Якунина Г. «Солнышко-ведрышко». Издательство «Белая горница»

Архангельской областной научно-методический центр культуры 1994г. Стр. 92-95.

4. Составитель Рыбак Е. В. Фольклорные праздники и развлечения в детском саду.

(из опыта работы дошкольных учреждений Архангельской области. АО ИППК

Г. Архангельск 1993г. Стр. 37,39.

5. Овчар О. Н., Колягина В. Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М. : «Издательство «Гном и Д», 2005.

Публикации по теме:

Годовой отчет Целью моей работы стало формирование любви и уважения к семье, родному дому, детскому саду, краю, стране; систематизация знаний детей о.

Посиделки в русской избеПосиделки в русской избе После новогодних каникул в нашем детском саду прошли посиделки для детей старше-подготовительной группы. Рождество прошло, а Крещение еще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорный праздник для дошкольников Северные посиделки
Опубликовано: 28 января 2013 в 22:30
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклорный праздник для дошкольников Северные посиделки» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Монастырских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД