Оксана Липатова
Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Дело мастера боится»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная часть
Цель: способствовать формированию уважительного отношения к традиционному крестьянскому труду в области изготовления кованых, берестяных, плетёных изделий, обуви.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями изготовления кованых, берестяных, плетёных изделий, обуви в народном быту;
- способствовать формированию бережного отношения к изделиям ручного труда;
Публикация «Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста „Дело мастера боится“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- с помощью подвижных народных игр способствовать активному социально-коммуникативному взаимодействию воспитанников;
- способствовать формированию представлений у детей о многообразии народных ремёсел.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: знакомство детей с подвижными играми, проводимыми на мероприятии, подготовка мультимедийной презентации к мероприятию.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, кованые изделия: роза, подкова, мелкие сувениры; лапти разных размеров, берестяные корзинки, плетёные из ивы корзины разных размеров, столы с хохломской росписью для размещения наглядных материалов
Оформление: на стенах красиво размещены павловопосадские платки, надувные шарики, птицы из плотного картона и цветной бумаги, выполненные в стиле декоративно-прикладных изделий русского Севера.
Ход мероприятия.
Дети заходят в музыкальный зал под русскую народную мелодию, рассаживаются на стульчики.
МР: Здравствуйте, ребята!
Коль идет работа споро,
То идет работа скоро.
Ведь недаром говорится:
Дело мастера боится.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о профессиях, которые издавна существовали в России. Ещё полтора века назад очень многие вещи, необходимые для повседневной жизни, люди изготовливали сами. Ведь фабрики и заводы тогда не могли всех обеспечить необходимыми вещами. И уж тем более не было таких предприятий, какие существуют сейчас, оснащённых компьютерами и современной техникой. Поэтому очень ценился труд ремесленников-умельцев, которые могли изготовить жизненно необходимые вещи.
Начнём мы наш разговор с кузнечного ремесла. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев серпами и косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, рыболовные крючки, замки, ключи и многие бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.
Не каждому дано оживлять неподвижный металл и с помощью горна и огня изготавливать из него удивительной красоты вещи. Посмотрите, какие необычные изделия может выковать кузнец (показывает кованую розу). Поэтому в древности люди считали профессию кузнеца почти волшебной. Не случайно кузнецы становились героями сказок у разных народов. Давайте вспомним хотя бы самые известные – это «Петушок и бобовое зёрнышко» и «Волк и семеро козлят». И, конечно, без работы кузнеца ни одна лошадь не могла бы преодолевать огромные расстояния. МР показывает декоративную подкову. Сейчас мы попробуем подковать лошадку. Выходите играть.
Дети стоят в кругу.
Из числа детей считалкой выбирается «кузнец», остальные дети «жеребята»
МР: Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там, тут и там!
Сюда мчится он.
Выходи из круга вон!
Кузнец надевает фартук, берет символические подкову и гвоздь.
МР: Ребята, что делает кузнец?
Дети: Ловит жеребят, чтобы их подковать.
Жеребята:
Эй, кузнец молодец
Расковался жеребец
Ты подкуй его опять
Кузнец:
Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь вот подкова
(имитирует движения)
Раз, два и готово!
На слово «готово» дети начинают бегать по залу с высоким подниманием колен, кузнец их ловит. Из числа пойманных жеребят выбирается новый кузнец. Игра повторяется 2-3 раза. Затем дети садятся на места.
МР: Ребята, отгадайте загадку:
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук —
Тоже дело этих рук. О ком это? Ответы детей
МР: Молоточком тук-тук-тук!
Целый день под этот стук
Всех сапожник удивляет
Мастерством умелых рук.
На Руси человек, занимавшийся изготовлением и починкой обуви, назывался раньше чеботарь. Потом эта профессия стала называться «сапожник». Сапожники не только изготавливали новую обувь, но и чинили старую. Ведь обувь делали тогда только из натуральных материалов – из кожи, ткани, дерева. Изготавливать её было долго, поэтому стоила она очень дорого. Поэтому её очень берегли. Если сапоги, к примеру, прохудились, то их не выбрасывали, а отдавали в починку. Так же поступали и с другой обувью. На гуляния в городах, да и в зажиточных деревенских семьях надевалась лучшая обувь. Давайте представим, что мы сейчас отправимся на весёлое деревенское гуляние.
Танец-игра «По кругу мы сходились»
МР: (Показывает лапти) Как мы уже узнали, обувь раньше стоила очень дорого. Не всем она была доступна. Как вы думаете, что это у меня в руках? Ответы детей.
МР: Правильно, лапти - это обувь простого народа. Она известна с древних времён. Для её изготовления весной или в начале лета драли лыко. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. После изготовления лапти опускали в горячую воду, в результате чего они приобретали желтоватый цвет. Хороший лапотник на заказ мог изготовить 2-3 пары лаптей в день.
Надевали лапоть на специальный кусок ткани – онуч, который обматывали вокруг ноги и подвязывали верёвками из лыка или шерсти.
Зимой для крестьянина лаптей хватало на 10 дней, а летом, в страду - на 4. Лапти были мужские, женские и детские. Лапти были повседневные и праздничные. В лаптях зимой тепло, а летом - прохладно. Плели лапти всей семьёй порой по 12 часов в сутки. В трудное послевоенное время лапти в деревнях были рабочей, повседневной, а иной раз и праздничной обувью.
Русский народ сложил про лапти массу пословиц, поговорок, загадок, сказок. Например:
«Мы тоже не лыком шиты» - Знаем дело и имеем достоинство.
«Ободрал как липку: - Взял непомерно высокую цену.
«Обменял ремешок на лыко» - Взял плохое вместо хорошего.
Мастера плели лапти, а дети любили с ними играть в игры. Давайте и мы поиграем.
Народная подвижная игра «Лапти, да лапти, да лапти мои…»
Воспитатель с детьми идут по кругу и поют песню под аккомпанемент музыкального руководителя:
Лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх лапти, да лапти, да лапти мои.
Вы не стойте у ворот,
выходите в хоровод.
МР: Лапти готовы?
Дети: Нет. (Дети снова идут по кругу и повторяют песню)
МР: Лапти готовы?
Дети: Готовы! (дети показывают лапти и кладут их на пол за себя)
МР: Тогда пляшите! (Дети пляшут под аккомпанемент музыкального руководителя, а воспитатель собирает несколько лаптей). Когда музыка останавливается, дети стараются быстрее поднять лапоть с пола. Тот, кто не успел – должен его «выкупить»: исполнить желание ведущего: станцевать, спеть песню и т. д.)
Игра повторяется 2-3 раза.
МР: Не только из липового лыка плели на Руси. Более 100 лет назад в России возник новый промысел – плетение из бересты.
Береста – это верхний слой березовой коры, прочный и красивый материал для плетения. На здоровых и взрослых деревьях береста обычно гладкая, чистая, блестящая. Она хорошо вытягивается, с трудом разрывается, она не промокает в воде, а в земле долго не загнивает.
Из обработанных полосок бересты в умелых руках появлялись летняя обувь на босу ногу, солонки, сумочки, чемоданчики, корзиночки для ягод.
А вот посуду из бересты делали издавна. И не только посуду. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из бересты на Севере России изготавливались лодки-берестянки и даже летние жилища. Потрескавшийся глиняный горшок не выбрасывали, а пеленали берестой, и он ещё долго служил. Почти тысячу лет назад наши предки начали использовать бересту для письма, сохранились новгородские берестяные грамоты. А ещё затейливой резьбой украшают сделанные из бересты шкатулки, колыбельки, игрушки, короба для сбора ягод.
Фотовикторина «Берестяная сказка»
МР: Вроде всё легко и просто
Немудрёный туесок.
А ведь мастер за берёстой
Шёл в берёзовый лесок.
Колдовал над белым дивом
В сельской северной избе,
А потом узор красивый
Получался при резьбе.
А чтоб до леса дойти, нужно и по дороге прошагать, и по мостику через реку перейти. Итак, отправляемся в лес за берестой.
Народная игра «Шла коза по лесу»
После игры дети садятся на места.
МР: Почти двести лет назад в России стали плести корзины из ивовых прутьев. Что только из них не делали! Плели мастера ручные корзины и короба, чтобы переносить в них уголь, жито, снег. На базарах горожане с удовольствием раскупали удобные кресла, стулья, санки, тележки для детей, дорожные корзины. Сейчас и мы попробуем что-нибудь сплести – только не корзинки – а плетень. Плетень – это плетёный забор из прутьев и веток.
Музыкально-подвижная игра «Плетень».
Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются в разных направлениях, а по команде «Плетень!» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее построится. Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать.
После игры дети садятся на места.
МР: Ребята, давайте вспомним, с какими ремёслами мы сегодня познакомились. Дети перечисляют.
МР: Ремёсел и профессий великое множество. Когда-нибудь вы выберете одну из них. Отрадно, что сейчас возрождаются и старинные народные промыслы. Сегодня мы узнали только о некоторых из них. А наш досуг мы завершаем весёлым танцем!
Танец «Дело мастера боится» (под песню «Не напрасно говорится: дело мастера боится»)
МР: Наш досуг подошёл к концу. До свидания!
Дети организованно выходят из зала под русскую народную мелодию.