Папки-передвижки

Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Дело мастера боится»

Оксана Липатова
Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Дело мастера боится»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная часть

Цель: способствовать формированию уважительного отношения к традиционному крестьянскому труду в области изготовления кованых, берестяных, плетёных изделий, обуви.

Задачи:

- познакомить детей с особенностями изготовления кованых, берестяных, плетёных изделий, обуви в народном быту;

- способствовать формированию бережного отношения к изделиям ручного труда;

Публикация «Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста „Дело мастера боится“» размещена в разделах

- с помощью подвижных народных игр способствовать активному социально-коммуникативному взаимодействию воспитанников;

- способствовать формированию представлений у детей о многообразии народных ремёсел.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: знакомство детей с подвижными играми, проводимыми на мероприятии, подготовка мультимедийной презентации к мероприятию.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, кованые изделия: роза, подкова, мелкие сувениры; лапти разных размеров, берестяные корзинки, плетёные из ивы корзины разных размеров, столы с хохломской росписью для размещения наглядных материалов

Оформление: на стенах красиво размещены павловопосадские платки, надувные шарики, птицы из плотного картона и цветной бумаги, выполненные в стиле декоративно-прикладных изделий русского Севера.

Ход мероприятия.

Дети заходят в музыкальный зал под русскую народную мелодию, рассаживаются на стульчики.

МР: Здравствуйте, ребята!

Коль идет работа споро,

То идет работа скоро.

Ведь недаром говорится:

Дело мастера боится.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о профессиях, которые издавна существовали в России. Ещё полтора века назад очень многие вещи, необходимые для повседневной жизни, люди изготовливали сами. Ведь фабрики и заводы тогда не могли всех обеспечить необходимыми вещами. И уж тем более не было таких предприятий, какие существуют сейчас, оснащённых компьютерами и современной техникой. Поэтому очень ценился труд ремесленников-умельцев, которые могли изготовить жизненно необходимые вещи.

Начнём мы наш разговор с кузнечного ремесла. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев серпами и косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, рыболовные крючки, замки, ключи и многие бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Не каждому дано оживлять неподвижный металл и с помощью горна и огня изготавливать из него удивительной красоты вещи. Посмотрите, какие необычные изделия может выковать кузнец (показывает кованую розу). Поэтому в древности люди считали профессию кузнеца почти волшебной. Не случайно кузнецы становились героями сказок у разных народов. Давайте вспомним хотя бы самые известные – это «Петушок и бобовое зёрнышко» и «Волк и семеро козлят». И, конечно, без работы кузнеца ни одна лошадь не могла бы преодолевать огромные расстояния. МР показывает декоративную подкову. Сейчас мы попробуем подковать лошадку. Выходите играть.

Дети стоят в кругу.

Из числа детей считалкой выбирается «кузнец», остальные дети «жеребята»

МР: Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям

Тут и там, тут и там!

Сюда мчится он.

Выходи из круга вон!

Кузнец надевает фартук, берет символические подкову и гвоздь.

МР: Ребята, что делает кузнец?

Дети: Ловит жеребят, чтобы их подковать.

Жеребята:

Эй, кузнец молодец

Расковался жеребец

Ты подкуй его опять

Кузнец:

Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь вот подкова

(имитирует движения)

Раз, два и готово!

На слово «готово» дети начинают бегать по залу с высоким подниманием колен, кузнец их ловит. Из числа пойманных жеребят выбирается новый кузнец. Игра повторяется 2-3 раза. Затем дети садятся на места.

МР: Ребята, отгадайте загадку:

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук —

Тоже дело этих рук. О ком это? Ответы детей

МР: Молоточком тук-тук-тук!

Целый день под этот стук

Всех сапожник удивляет

Мастерством умелых рук.

На Руси человек, занимавшийся изготовлением и починкой обуви, назывался раньше чеботарь. Потом эта профессия стала называться «сапожник». Сапожники не только изготавливали новую обувь, но и чинили старую. Ведь обувь делали тогда только из натуральных материалов – из кожи, ткани, дерева. Изготавливать её было долго, поэтому стоила она очень дорого. Поэтому её очень берегли. Если сапоги, к примеру, прохудились, то их не выбрасывали, а отдавали в починку. Так же поступали и с другой обувью. На гуляния в городах, да и в зажиточных деревенских семьях надевалась лучшая обувь. Давайте представим, что мы сейчас отправимся на весёлое деревенское гуляние.

Танец-игра «По кругу мы сходились»

МР: (Показывает лапти) Как мы уже узнали, обувь раньше стоила очень дорого. Не всем она была доступна. Как вы думаете, что это у меня в руках? Ответы детей.

МР: Правильно, лапти - это обувь простого народа. Она известна с древних времён. Для её изготовления весной или в начале лета драли лыко. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. После изготовления лапти опускали в горячую воду, в результате чего они приобретали желтоватый цвет. Хороший лапотник на заказ мог изготовить 2-3 пары лаптей в день.

Надевали лапоть на специальный кусок ткани – онуч, который обматывали вокруг ноги и подвязывали верёвками из лыка или шерсти.

Зимой для крестьянина лаптей хватало на 10 дней, а летом, в страду - на 4. Лапти были мужские, женские и детские. Лапти были повседневные и праздничные. В лаптях зимой тепло, а летом - прохладно. Плели лапти всей семьёй порой по 12 часов в сутки. В трудное послевоенное время лапти в деревнях были рабочей, повседневной, а иной раз и праздничной обувью.

Русский народ сложил про лапти массу пословиц, поговорок, загадок, сказок. Например:

«Мы тоже не лыком шиты» - Знаем дело и имеем достоинство.

«Ободрал как липку: - Взял непомерно высокую цену.

«Обменял ремешок на лыко» - Взял плохое вместо хорошего.

Мастера плели лапти, а дети любили с ними играть в игры. Давайте и мы поиграем.

Народная подвижная игра «Лапти, да лапти, да лапти мои…»

Воспитатель с детьми идут по кругу и поют песню под аккомпанемент музыкального руководителя:

Лапти, да лапти, да лапти мои.

Эх лапти, да лапти, да лапти мои.

Вы не стойте у ворот,

выходите в хоровод.

МР: Лапти готовы?

Дети: Нет. (Дети снова идут по кругу и повторяют песню)

МР: Лапти готовы?

Дети: Готовы! (дети показывают лапти и кладут их на пол за себя)

МР: Тогда пляшите! (Дети пляшут под аккомпанемент музыкального руководителя, а воспитатель собирает несколько лаптей). Когда музыка останавливается, дети стараются быстрее поднять лапоть с пола. Тот, кто не успел – должен его «выкупить»: исполнить желание ведущего: станцевать, спеть песню и т. д.)

Игра повторяется 2-3 раза.

МР: Не только из липового лыка плели на Руси. Более 100 лет назад в России возник новый промысел – плетение из бересты.

Береста – это верхний слой березовой коры, прочный и красивый материал для плетения. На здоровых и взрослых деревьях береста обычно гладкая, чистая, блестящая. Она хорошо вытягивается, с трудом разрывается, она не промокает в воде, а в земле долго не загнивает.

Из обработанных полосок бересты в умелых руках появлялись летняя обувь на босу ногу, солонки, сумочки, чемоданчики, корзиночки для ягод.

А вот посуду из бересты делали издавна. И не только посуду. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из бересты на Севере России изготавливались лодки-берестянки и даже летние жилища. Потрескавшийся глиняный горшок не выбрасывали, а пеленали берестой, и он ещё долго служил. Почти тысячу лет назад наши предки начали использовать бересту для письма, сохранились новгородские берестяные грамоты. А ещё затейливой резьбой украшают сделанные из бересты шкатулки, колыбельки, игрушки, короба для сбора ягод.

Фотовикторина «Берестяная сказка»

МР: Вроде всё легко и просто

Немудрёный туесок.

А ведь мастер за берёстой

Шёл в берёзовый лесок.

Колдовал над белым дивом

В сельской северной избе,

А потом узор красивый

Получался при резьбе.

А чтоб до леса дойти, нужно и по дороге прошагать, и по мостику через реку перейти. Итак, отправляемся в лес за берестой.

Народная игра «Шла коза по лесу»

После игры дети садятся на места.

МР: Почти двести лет назад в России стали плести корзины из ивовых прутьев. Что только из них не делали! Плели мастера ручные корзины и короба, чтобы переносить в них уголь, жито, снег. На базарах горожане с удовольствием раскупали удобные кресла, стулья, санки, тележки для детей, дорожные корзины. Сейчас и мы попробуем что-нибудь сплести – только не корзинки – а плетень. Плетень – это плетёный забор из прутьев и веток.

Музыкально-подвижная игра «Плетень».

Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются в разных направлениях, а по команде «Плетень!» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее построится. Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать.

После игры дети садятся на места.

МР: Ребята, давайте вспомним, с какими ремёслами мы сегодня познакомились. Дети перечисляют.

МР: Ремёсел и профессий великое множество. Когда-нибудь вы выберете одну из них. Отрадно, что сейчас возрождаются и старинные народные промыслы. Сегодня мы узнали только о некоторых из них. А наш досуг мы завершаем весёлым танцем!

Танец «Дело мастера боится» (под песню «Не напрасно говорится: дело мастера боится»)

МР: Наш досуг подошёл к концу. До свидания!

Дети организованно выходят из зала под русскую народную мелодию.

Публикации по теме:

Досуг для детей старшего дошкольного возраста, посвященный 8 Марта Вед. : Здравствуйте уважаемые Дети и взрослые Милые мамы, бабушки сестренки и все присутствующие сегодня в зале. Мы собрались на необычный.

Досуг «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста Ход досуга Дети под музыку входят в зал, встают врассыпную. Ведущий. Сегодня мы отправимся в гости, а к кому, вы узнаете, если отгадаете.

Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Что такое дружба?» Цель. Обогащать лексику синонимами,эпитетами; учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией; активизировать.

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Подготовка космонавтов»Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Подготовка космонавтов» Задачи: 1. Расширить знания детей о Космонавтах, о космосе 2. Совершенствовать двигательные навыки детей. 3. Развивать смекалку, чувство.

Фольклорный праздник для детей подготовительной группы «Мастера и умельцы России»Фольклорный праздник для детей подготовительной группы «Мастера и умельцы России» Цель: расширять знания детей о духовной жизни народа России через слушание народной, национальной музыки, исполнении частушек, песен, танцев.

Фольклорный праздник «Масленицу встречаем — Зимушку провожаем!» для детей старшего дошкольного возрастаФольклорный праздник «Масленицу встречаем — Зимушку провожаем!» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий фольклорного праздника "Масленицу встречаем - Зимушку провожаем!". Фотоотчет проведения.

Сценка для новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста по пьесе И. Токмаковой «Звёздные мастера»Сценка для новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста по пьесе И. Токмаковой «Звёздные мастера» Памяти известной детской писательницы Весной этого года ушла из жизни одна из известнейших и любимейших советских и российских детских писательниц.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Осенние старты»Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Осенние старты» Цель: доставить детям радость, удовольствие от спортивного мероприятия и тем самым формировать ценностное отношение к занятиям физической.

Спортивный досуг «День космонавтики» для детей старшего дошкольного возрастаСпортивный досуг «День космонавтики» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать уважительное отношение ко всем людям, имеющим отношение к ракетно-космической отрасли России, желание быть похожими на.

Видеоотчет о постановке спектакля «Дело мастера боится» Татьяна Юрьевна. Людмила Анатольевна. Ирина Николаевна. Постановка спектакля с детьми старшего дошкольного возраста "Дело мастера боится".В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Дело мастера боится»
Опубликовано: 18 января 2020 в 20:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Дело мастера боится»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Липатова (УИ 453146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД