Ольга Кобякина
«Посиделки у бабушки Варварушки». Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе
▼ Скачать
Посиделки у бабушки Варварушки.
Цель: закрепить знания детей о русских фольклорных традициях и
обрядах на примере малых жанров детского фольклора; о русских
Публикация «„Посиделки у бабушки Варварушки“, Фольклорное развлечение по русским народным играм в старшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2014
народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к русской национальнойкультуре и быту.
Задачи:
Основная образовательная область.
Познание
- повышать уровень развития детей
- формировать интерес к русской культуре и быту.
- закрепить знания о русских фольклорных традициях и обрядах.
Задачи интегрируемых образовательных областей
Коммуникация
- развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание.
- активизировать словарный запас за счё т слов: рушник, посиделки,
рукоделие, настольник, заклички.
Социализация
- воспитывать нравственные и духовные качества детей.
- прививать любовь к традициям русского народа.
Музыка
- развивать способности детей игры на детских музыкальных шумовых
инструментах (бубен, деревянные ложки, рубель)
- формировать музыкальную культуру на основе народной музыки.
Физическая культура
- продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных
играх
Предполагаемый результат: дети могут рассказать о традициях
русского народа, о предметах быта, рукоделиях.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Формы организации совместной деятельности: подвижная игра с правилами, отгадывание загадок, беседа, игра на детских музыкальных
шумовых инструментах
Предварительная работа: разучивание русских народных игр,
заучивание закличек, отгадывание загадок, разучивание хороводов,
беседы о традициях и быте русского народа.
Материал: атрибуты старины (платки, ложки, шапки, пояса, рубашки, рушник, салфетки, палочки для игры, картинки для отгадывания загадок, шумовые инструменты, ростовая кукла Варварушка, деревце для обряда, ленточки.
Ход мероприятия
Воспитатель приносит в группу письмо.
Воспитатель.
Принесла я вам письмо,
Вот (показывает, от бабушки оно.
В гости к ней вы собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь,
Ведь у бабушки, у Варварушки
сегодня посиделки (читает)
«Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!
Бабушка Варварушка».
Отправимся мы ребята с вами в дали дальние. Но не в тридевятое царство,
а в путешествие во времени. Отправимся мы в древние времена и узнаем, как жили поживали наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда малыми детками были, как вы сейчас. Все готовы к путешествию дальнему? Ну, тогда в путь дорогу!
Дети надевают на себя атрибуты старины, закрывают глаза, кружатся
и произносят слова: «Кручусь, верчусь в древние времена возвращусь.»
В это время воспитатель надевает на себя ростовую куклу Варварушку
и встречает детей.
Бабушка : Здравствуйте ребята! Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Я бабушка Варварушка. А вы мои гости дорогие. Знаю я много сказок-присказок, шуток-прибауток, загадок да игр разных. Хочу с вами поделиться. Приглашаю вас на лужок, да устроим там посиделочки.
Бабушка : Ребята, а кто мне скажет, что такое посиделки? (ответы детей)
Бабушка : Верно, это когда люди собирались да веселились: песни пели, плясали, в игры играли, обряды затевали, сказки сказывали, мудрёны
загадки разгадывали, вы ребята умеете загадки разгадывать? Ах, какие молодцы! А мои мудрёные загадки попробуйте разгадать. Сначала,
попроще загадаю. Отгадки хором говорите.
Оля весело бежит к речке по дорожке.
А для этого нужны нашей Оле. ножки
Давайте все ножками потопаем.! Молодцы
Оля слушает в лесу, как кричат кукушки.
А для этого нужны нашей Оле. ушки
Покажем где у нас ушки.
Оля ягодки берёт по две, по три штучки.
А для этого нужны нашей Оле. ручки
А теперь все ручками похлопаем.
Оля ядрышки грызёт, падают скорлупки.
А для этого нужны нашей Оле. зубки
Улыбнёмся по шире, чтоб все увидели
С простыми загадками вы справились, а теперь загадки посложнее. Они
хоть и мудрёны, а отгадки к ним простые.
Нос крючковат, сам пузат
Чайника старший брат….Самовар
Два брюшка, четыре ушка,
Набита пухом, кладут под ухо…. Подушка
Штучка - одноручка,
сами не едим,
а людей кормим. Ложка
Молодцы, ребята все загадки отгадали!
А вы знаете, ребята, на посиделках играли на музыкальных
инструментах и мы с вами сейчас попробуем поиграть. Я вам раздам инструменты, а инструменты у нас не простые а старинные.
Под музыку Ах,вы сени мои сени дети стучат шумовыми инструментами
Какие вы молодцы! Ловко умеете играть.
А ещё, чтобы показать свою ловкость, играли в игру, которая
называется «Малечина-калечина».
Это старинная народная игра. Поставив палочку на палец или ладонь. Стараются держать её в равновесии и при этом произносят слова:
Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два.
Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать (выходят дети и играют)
Варварушка : Посмотрите ребята, что тут у меня есть.
Достаёт из шкатулки салфетки с вышивкой, кружева, показывает
детям.
Ребята, а ещё на посиделках девушки красавицы занимались рукоделием, вязали, ткали, вышивали. А делали они всё это зимой. А почему всё это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много работы.
Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало у них всё время. А зимой такой работы не делали.
Варварушка : Посмотрите какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?
Дети: Настольник, её клали на стол
Варварушка : А как на Кубани называли полотенце?
Дети: Рушник.
Варварушка : Молодцы! На рушниках вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой. А использовали красный и чёрные цвета. Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Водили хоровод и пели заклички.
Радовались весне, играли в игры. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, повязывая загадывали желание.
Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый и
загадать своё желание, а потом украшенное дерево приносили туда, где
весну кликают. Давайте и мы с вами повяжем разноцветные ленточки и вместе позовем весну закличкой и поиграем в игру Кружева. (повязывают ленточки и становятся в круг)
Дети становятся кругом. Идя по кругу говорят закличку.
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким
С дождями, ливнями.
С хлебами обильными.
Вот мы и позвали к себе весну. А теперь поиграем.
Игра «Кружева».
Играющие выбирают двух водящих. Один - «челнок», другой - «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга
за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» - у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих
Варварушка : Какие вы ребята молодцы, что пришли ко мне в гости но
вам пора домой. А на дорожку я вам приготовила угощенье. (угощает).
Приходите ко мне ещё в гости, не забывайте меня.
А гостям я приготовила вот такие яркие и разноцветные,
как сама весна, ленточки, которые можно, загадав самое доброе
сокровенное желание, повязать на нашем весеннем дереве и оно
обязательно исполнится.
Не забыли ребята как вы сюда попали? Нужно покружиться и сказать: «Кручусь верчусь в детский сад возвращусь» До свиданья, друзья!
(воспитатель снимает куклу и встречает детей)
Воспитатель: Ну что ребята понравилось вам путешествие? Что нового
вы узнали? (рассказы детей). Молодцы. А теперь пойдёмте собираться
на улицу.