Яна Горбунова
Физкультурно-оздоровительный проект «Этот таинственный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «РЯБИНКА»
Познавательно – исследовательский проект «Этот многогранный космос» для детей 6-7 лет логопедической группы
Информационная карта проекта
Полное название проекта : «Этот многогранный космос».
Авторы проекта : Горбунова Яна Викторовна, Коноферчук Елена Михайловна, Ярлыкова Екатерина Анатольевна.
Продолжительность проекта : среднесрочный (20. 03 .2023 г. – 12. 04. 2023 г.)
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект „Этот таинственный космос“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Тип проекта : физкультурно – оздоровительный, познавательно – творческий.
Участники проекта : дети, воспитатель группы, инструктор по физической культуре, родители.
Возраст детей: 6 -7 лет.
Актуальность.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих нашу группу…
Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному?
С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции. Дети задают много вопросов о космосе, звездах, планетах, так как эта тема будоражит их детскую фантазию.
Эта тема вызывает у детей интерес и дает возможность многосторонне развивать личность ребенка. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о созвездиях. Позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей.
Проблема:
Недостаточное внимание родителей к российскому празднику День космонавтики.
Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики. Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства.
Задачи:
Для детей:
Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.
Продолжать знакомить детей с историей освоения космоса и с первыми летчиками-космонавтами.
Обогатить словарный запас детей по данной теме.
Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников.
Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, воспитывать чувство гордости за наших соотечественников, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса; воспитывать чувство гордости к своей Родине.
Для родителей:
Ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами, оказывать помощь своим детям в осуществлении проекта.
Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с космосом.
Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Для педагогов:
Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о космосе.
Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.
Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора «Лего», бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Заинтересованность детей темой «Космос», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
В процессе реализации проекта будут сформированы нравственно патриотические чувства.
Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.
Для родителей:
Активное участие в проектной деятельности.
Укрепление детско-родительских отношений.
Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях.
Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями.
Проявление интереса у родителей к жизни ДОУ.
Для педагогов:
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
Оценка проекта в целях определения его актуальности.
Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Продукты проектной деятельности :
Для детей:
Спортивный праздник «День космонавтики».
Для родителей:
Создание работ для участия в выставке «Далекий космос».
Для педагогов:
Обзор и накопление материала по теме проекта.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Определение целей и задач, создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Разработка плана работы на этапах реализации проекта (цикл педагогических мероприятий по разным областям образовательной деятельности).
Создание методического обеспечения проекта (подбор информации по данной теме из познавательной, справочной, методической литературы; художественных произведений).
Составлен план взаимодействия с родителями, педагогами и воспитателем.
Опрос детей: «Что я знаю о космосе?»
2. Основной этап
1. Проведение занятий, бесед, экспериментальной деятельности.
2. Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, ситуативные беседы, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, подвижные игры.
Оформление выставки «Далекий Космос».
Рекомендовать родителям посещение планетария с детьми.
Участие в спортивном празднике «День космонавтики».
Чтение художественной литературы по теме.
Консультации и папки – передвижки для родителей.
3. Заключительный этап
Участие в спортивном празднике «День космонавтики».
Создание работ для участия в выставке «Далекий космос».
План реализации проекта «Космос».
Образовательная область Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность
Социально – коммуникативное развитие Коммуникативная
Игровая Беседы:
«Солнце - источник жизни на земле»;
«Кого принимают в космонавты?»;
«Восход солнца»;
«Небо, облака»;
«Звёзды»;
«Закат солнца».
Сюжетно – ролевые игры:
«Космонавты»,
«Путешествие на Луну», «Ракетостроители».
Игры со строительным материалом.
Дидактические игры:
«Хорошо – плохо»,
«Найди лишнее»,
«Созвездия»,
«Солнце - Луна»
Настольно - печатные игры:
«Космос»,
«Космическое путешествие», «Найди отличия», «Космические лабиринты».
Речевое развитие Коммуникативная
Чтение художественной литературы Занятие «Большое космическое путешествие».
Беседы с использованием презентаций «Голубая планета Земля», «Что такое космос»,
интерактивная игра «Знатоки космоса».
Серия картинок «Что мы видели на небе».
Работа в книжном уголке:
рассматривание иллюстраций по теме проекта.
Игры: «Продолжи ряд слов», «Узнай по описанию планету»,
«Доскажи словечко».
Загадки на тему «Космос». Разучивание стихотворений о космосе.
Чтение произведений художественной литературы:
Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
О. А. Скоролупова
«Покорение космоса»,
Н. Носов «Незнайка на луне»
В. Кащенко «Созвездие драконов»,
А. Леонов «Я выхожу в космос»,
стихотворения о космосе
загадки о космосе
Познавательное развитие
Познавательно – исследовательская деятельность ФЕМП: «Путешествие в космос».
Рассматривание иллюстраций по теме: «Солнечная система».
Просмотр видеофильмов «Планеты», «Вселенная». Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной:
новолуние, месяц, половина
Луны, полнолуние;
Экспериментальная деятельность:
эксперимент лампой «День и ночь».
Конструирование из конструктора «Лего».
Конструирование: «Вместе сроим мы ракету, облетим на ней планету».
Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность.
Музыкальная деятельность. Продуктивная Рисование: «Космический корабль».
Рисование: «Дальние галактики».
Аппликация: «Ракета». Аппликация: «Космическая ракета».
Разучивание музыкально-ритмической композиции по теме проекта.
Разучивание танца для спортивного праздника «День космонавтики».
Физическое развитие Двигательная Эстафеты, соревнования, подвижные игры по теме проекта.
Подвижные игры: «Ловкие ребята», «Ждут нас быстрые ракеты», «Строим ракету», «Проползи отсек», «Шар земной», «Кто быстрее доберется до Луны», «Космические дворники», «Полетим на планету Земля», «Достань звезду», разминка «Я – ракета».
Взаимодействие с социальными партнерами Познавательно – двигательная Экскурсия в Центральную районную Библиотеку «Космос глазами детей», познавательно развлекательная программа в РДК «».
Познавательно – развивающая среда Изготовление папки – передвижки, лепбука, стенгазеты на тему «Космос»
Взаимодействие с родителями.
Рекомендации для родителей: «Что рассказать ребенку о космосе?
Повторение дома с детьми роли, стихов для праздника.
Чтение с детьми Е. П. Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки», К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”.
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”.
Рекомендации по совместной деятельности с детьми в выходные дни: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию о ней.
Домашнее задание: рекомендовать родителям совершить совместное семейное посещение Планетария, подготовить сообщение о мероприятии.
Полученный результат
Данный проект, который был реализован с детьми подготовительной к школе группы, показал следующее: у детей значительно повысился уровень знаний о космосе. Воспитанники имеют представление о строении Солнечной системы, планетах и их особенностях, о нашей Галактике. Знают о Земле, о материках, морях и океанах, познакомились с моделью земли – глобусом. Получили знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
Познакомились с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным и летчиками-космонавтами страны. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Заняли два 1-х места во всероссийской викторине «Космические дали».
Вывод
В ходе реализации проекта можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе. Я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Список литературы.
Васильева Н. Проектная деятельность; участвуем вместе //ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.
Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
Калашников В. О звездах и планетах.
Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М. : АРКТИ, 2003 - 64 с.
10. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. — М. : ТЦ Сфера, 2011г.
Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М. : Т. Ц. Сфера, 2012.
Большая энциклопедия. Космос и астрономия : вопросы и ответы - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой - М. : Просвещение, 1990 -420 с. : Интернет – ресурсы