Ольга Зайцева
Физкультурно-оздоровительный проект «Будь здоров, малыш!» в младшей группе
Методический паспорт проект
Тема проекта : Физкультурно-оздоровительный педагогический проект «Будь здоров, малыш!» для реализации в системе общего дошкольного образования, направленный на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Руководитель проекта : Зайцева Ольга Михайловна.
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект „Будь здоров, малыш!“ в младшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Исполнители проекта : воспитатели, инструктор по физической культуре.
Юридический адрес исполнителя: МДОУ ЦРР детский сад № 48 “Мечта”г. о Истра
Адресация: Проект предназначен воспитателям младших групп.
Цель проекта : повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателем группы.
Задачи проекта :
-для детей:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.
-для педагога:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
-для родителей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Благополучатели. Дети младшей группы, родители воспитанников. Возраст детей 3-4 года
Типовые особенности проекта. Оздоровительный, межпредметный проект, с открытой координацией, со скрытой координацией, на уровне ДОУ, краткосрочный.
Ожидаемые результаты.
- снижение случаев заболеваемости детей.
- сформированность у детей мотивов к организации самостоятельной двигательной активности.
- заинтересованность родителей в физическом развитии своих детей.
Исполнители основных мероприятий. Воспитатели дошкольного учреждения.
Пояснительная записка.
В этом году к нам в группу пришли дети 3-4 лет, которые начинают овладевать культурно - гигиеническими навыками. Часть детей перешла из ясельной группы, а другая часть вновь поступившие дети. Все дети проходят адаптационный период (есть часто болеющие и те, которые плохо вступают в контакт). Проведенная диагностика показала, что уровень знаний детей в области “Здоровье” имеет низкий уровень.
Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны необходимость укрепления здоровья детей, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта “ Будь здоров, малыш!”.
Образовательная область «Физическое развитие» требует от нас формировать у детей элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др., которые всегда стоят на первом месте. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Цель проекта : повышать уровень знаний детей, обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателем группы.
Задачи проекта :
-для детей:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.
-для педагога:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга;
3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
-для родителей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
В основу оздоровительного проекта “ Будь здоров, малыш!” положена идея о том, чтобы рассказать детям, что такое здоровье, научить их различать состояние здорового и не здорового человека, объяснить, что нужно делать чтобы не болеть. Для начала проводится анкетирование родителей и мониторинг детей для выяснения необходимости проведения оздоровительного проекта. Далее определяются сроки проведения (краткосрочный - 2 недели) и цели оздоровительного проекта. Подбирается методическая литература и необходимый дидактический материал для проекта. С помощью наглядности, художественного слова, игровых приемов, игры дети в доступной форме и целенаправленно достигают желаемого результата.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- снижение случаев заболеваемости детей.
- сформированность у детей мотивов к организации самостоятельной двигательной активности.
- заинтересованность родителей в физическом развитии своих детей.
Материально - технические условия реализации проекта.
Для воплощения проекта требуются следующие ресурсы
-мультимедийные системы и презентации по темам "Здоровье волшебная страна”, «Витаминчики люблю – быть здоровым я хочу!», «Азбука здоровья».
Методическое обеспечение проекта.
Учебно-методическое обеспечение
1. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования, Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др., Издательство: Мозаика-Синтез.
2. Лазарев, М. Л. Здравствуй! : Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. - М. : Академия здоровья, 1997.- 376 с.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - «Вако», Москва 2005.
4. интернет ресурсы
Требования к уровню подготовленности педагогов, родителей.
Реализация проекта обеспечивается в рамках существующих расчетных штатных единиц и оплаты труда педагогических сотрудников;
формирование инициативной группы (воспитатели, инструктор по физической культуре);
взаимодействие со страшим воспитателем, организация и проведение мероприятий по повышению квалификации педагогических кадров для реализации проекта.
Актуальность проекта.
Образовательная область «Физическое развитие» требует от нас формировать у детей элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др., которые всегда стоят на первом месте. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Содержание.
1 этап - Подготовительный этап
Цель: формирование проблемы проекта.
Содержание этапа:
1. Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
3. Разработка перспективного плана организации физкультурно – досуговых мероприятий
4. Изучение и подбор методической литературы;
5. Разработка и составления плана мероприятий.
2 этап - Практический этап.
Цель: реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты) :
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
-Утренняя гимнастика с бубном
-Гимнастика после сна «Мы хотим быть здоровыми»
-Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим», «Божьи коровки», «Я хочу построить дом»
-Прогулка на свежем воздухе
-Зрительная гимнастика (Аккомодация)
-Артикуляционная гимнастика “Котенок лакает молоко”.
- Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Игрушки у врача».
-Дидактические игры и упражнения, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни : «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Вымой руки», «Делаем причёску».
- Беседы с детьми "Здоровье волшебная страна”, «Витаминчики люблю – быть здоровым я хочу!», «Азбука здоровья».
- Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе». А. Барто “Девочка чумазая”.
- Подвижные игры “У медведя во бору”, “Лохматый пес”, “Пузырь”.
Работа с родителями.
-Анкетирование. Уточнение данных о соматическом и психофизическом здоровье детей.
- Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках, о полезной и вредной пище, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми
-Папка передвижка “Здоровый образ жизни”, “Правильная одежда и обувь”.
- Консультация «Значимость подвижной игры для всестороннего развития малышей»
3 этап. Аналитический
Цель: получение продукта и итогового мероприятия проекта.
1. Сбор аналитического материала (анкет).
2. Презентация проекта. Анализ проектной деятельности.
3. Выставка творческих работ “Мишка Мишутка”, стенгазета “Будь здоров, малыш!”
Результаты проекта :
-для детей:
1. умеют отличать здорового от больного человек (могут рассказать о своем состоянии);
2. знают, что такое витамины (нужно кушать, чтобы не заболеть)
4. знают, что нужно делать зарядку и заниматься спортом
5. играют в сюжетно-ролевые игры"Аптека" и "Больница" и подвижные игры "Лохматый пес", "У медведя во бору", "Пузырь".
6. дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина, о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).
-для родителей:
1) родители с интересом рассматривали стенгазету «Будь здоров малыш»;
2) получили информацию о проводимых мероприятиях в детском саду, направленных на укрепление здоровья;
-для педагога:
1) установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Перспективы развития проекта
Овладение детьми навыками ЗОЖ
Снижение количества заболеваний
Публикация проекта в СМИ