Наталья Мартынова
Физкультурно-оздоровительный проект «Бережем наши ножки»
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно – оздоровительный проект
«Бережем наши ножки»
(старшие группы)
Инструктор по физической культуре:
Мартынова Н. В.
Участники проекта : инструктор по физической культуре, дети старших групп, воспитатели.
Срок реализации: краткосрочный (две недели).
Цель проекта : формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.
Задачи проекта : воспитывать у детей стремление быть здоровыми;
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект „Бережем наши ножки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Одуванчик. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
- оздоровления детей при помощи массажных ковриков по средствам воздействия на биологически активные точки стопы;
- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
- развивать двигательную активность детей;
- привлечь родителей в совместную деятельность в профилактики плоскостопия у детей.
Актуальность проекта :
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе.
Анализируя показатели здоровья детей, видим высокий уровень заболеваемости (диагноз – плоскостопие) у детей дошкольного возраста.
Причины - неосведомленность родителей по теме профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Современные дети стали более пассивными, большую часть времени проводят у телевизора или компьютера, в результате низкие показатели двигательной активности, физической выносливости, силовых качеств, нарушения координации движений. Перед нами возникла проблема, как привлечь детей к занятию физическими упражнениями в целях укрепления и оздоровления организма. Важным моментом в этом направлении является массаж стопы ребенка, цель которого - воздействие на биологически активные центры на ногах. Огромную часть нашей активной жизни мы проводим на ногах. Но почему - то заботиться об отдыхе и состоянии наших бедных ножек, мы часто забываем. А ведь они нуждаются в уходе не меньше, чем лицо или руки.
Формы работы: беседы, разучивание комплексов, самостоятельная деятельность
детей, индивидуальная работа, анкетирование, консультации,
изготовление нестандартного оборудования.
Этапы реализации:
1этап подготовительный - подбор методической литературы;
- консультация для воспитателей «Плоскостопие и его
профилактика»
- работа с родителями (анкетирование, консультации,
беседы);
2 этап основной - проведение занятий по предупреждению плоскостопия;
- утренняя гимнастика с использованием массажных ковриков;
- работа с родителями: изготовление массажных ковриков, дорожек,
для профилактики плоскостопия "Мой коврик самый лучший";
- игры и упражнения по самомассажу.
3 этап заключительный - обобщение результатов работы;
- спортивные развлечения совместно с родителями:
«По тропе здоровья».
Ожидаемый результат: - повышение уровня физической подготовленности;
- укрепление мышц стопы и голени ног;
- благотворное влияние, сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья;
- расширение знаний детей о строении организма человека, о роли стопы для активного укрепления здоровья, о пользе массажных ковриков, ребристых дорожек;
- интерес родителей к образовательному процессу, здоровьесберегающей
среде группы, желание общаться с педагогами, больше уделять времени
физическим упражнениям.
Содержание проектной деятельности :
Консультация для родителей
«Профилактика плоскостопия»
Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов. Плоскостопие - это не только косметический дефект, оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза.
Плоскостопие – одна из самых распространенных проблем с детскими ножками и, несмотря на кажущуюся безобидность, проблема эта очень серьезная.
Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться не только в детском саду, но и родителями дома.
Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Обувь должна быть из натуральных материалов, легкой и удобной, с жестким задником и достаточно гибкой подошвой. Также в правильной обуви всегда есть супинатор и небольшой каблучок (не больше 1,5 см). Оптимальный запас длины стельки для зимней обуви составляет 1,5 см, а для летней – 0,5 см.
Для предупреждения плоскостопия необходимо:
- укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы;
- регулярно мыть ноги малышу прохладной водой;
- привлекать ребенка к хождению босиком по неровным поверхностям (по мелким камешкам, песку, траве);
- хождение по искусственным массажным коврикам и дорожкам;
- специальные упражнения для стоп;
- здоровое питание (важно обеспечивать правильный фосфорно-кальциевый обмен, наличие витамина Д);
- самомассаж стоп (поглаживание, растирание, разминание, вытягивание пальцев, вибрации, пассивные движения и вращения).
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия:
1. Здравствуйте – до свидания. Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз)
2. Поклонились. Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз)
3. Большой палец поссорился со своими братьями. Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза)
4. Пальчики поссорились, помирились. Развести носки в стороны, свести вместе. (3-4 раза)
5. Пяточки поссорились, помирились. Развести пятки в стороны, свести вместе.
6. Гусеница пошла гулять. Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2-3 раза)
7. Кружки. Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз)
8. Ежик. Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз)
9. Перенеси мяч ногами. Массажный мяч лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево» сделать то же упражнение в обратном направлении (4-6 раз).
10. Покажи ежику солнце. Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1-3, опустить. (8-10 раз)
11. Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги. (6-8 раз)
12. Растяни ленточку. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять, развести их в стороны. (3-4 раза)
13. Спрячь ленточку в домик. Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу пальцами ног подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.
14. Нарисуй фигуру. Предложите ребенку, вращая стопами, рисовать в воздухе фигуры, буквы и т. п.
Хорошее решение для тех, кто беспокоится о здоровье своих ног – это массажный коврик. Главная его задача - массировать стопу, улучшать кровоснабжение организма, развивать мышцы и суставы, координацию движений, позволит ногам отдохнуть, а также – что особо важно для маленьких детей – правильно формировать свод ступни. Он не имеет ограничений по возрасту, полезен взрослым и детям, оказывает полезное влияние на здоровье организма в целом. Ребенку это позволит иметь правильное положение стопы и красивую ровную походку, снимет нагрузку с ног.
Народные целители Востока при лечении самых разных заболеваний использовали тот факт, что поверхность стопы разделена на определенные зоны, связанные с внутренними органами.
Все эти мероприятия должны регулярно выполняться как дома, так и в детском саду, тогда профилактика детского плоскостопия у дошкольников будет наиболее эффективной.
Анкета для родителей
Ф. И ребенка ___
1. Как определить что у ребенка плоскостопие ___
2. Знаете ли вы что такое плоскостопие ___
3. Какие меры вы предпринимаете для профилактики плоскостопия ___
4. Занимаетесь ли Вы лечебной гимнастикой при плоскостопии___
5. Знаете ли Вы методику лечебной гимнастики ___
6. Какие специальные упражнения для профилактики плоскостопия Вы используете___
Консультация для воспитателей
«Плоскостопие и его профилактика»
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может проявляться отек стопы, исчезающий за ночь. В профилактике плоскостопия важную роль играет правильный выбор обуви: она не должна быть тесной или слишком просторной.
Детская обувь должна соответствовать анатомо – физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов.
Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.
Необходимо следить за тем, чтобы детская обувь всегда была сухой и чистой.
В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:
• следить за их осанкой;
• обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;
• следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе;
• ежедневно заниматься гимнастикой и спортом;
• ходить босиком в теплое время года по неровной почве.
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
Разминка «Веселый зоосад».
1. «Танцующий верблюд». Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
Начиная тренировку,
Верблюды танцуют ловко.
2. «Жирафы». Ходьба на носках, руки вверх.
Пробираются вперед,
Здесь жирафов кто – то ждет.
3. «Косолапые медведи». Ходьба на внешнем своде стопы, руки на поясе.
Мишка важно так шагает,
На бок лапы расставляет.
Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног.
Речитатив:
Пальчики на ножках, как на ладошках, (выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот)
Я их смело покручу и шагать начну.
Разведу вперед – назад, и сожму руками. (один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя)
Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные,
Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные (сжимание ладонями пальцев ног)
Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой.
Для профилактики плоскостопия у детей необходимо проводить динамические осмотры, чтобы как можно раньше распознать плоскостопие.
В связи с этим назначить специальные упражнения. Своевременное его лечение общедоступными упражнениями, помогут избавить детей от этого недостатка или, уменьшить его. Проводить общекоррегирующую лечебную гимнастику, под наблюдением медицинского персонала. С родителями, у детей которых выявлена плоскостопия, проводить беседы на темы, какую обувь необходимо носить, о подборки и проведении специальных упражнений, в домашних условиях. В дошкольном учреждении проводить специально подобранные общеукрепляющие упражнения, которые способствуют коррекции стоп.
Так как от сформированности стопы в значительной мере зависит и правильная осанка, и походка, и двигательная активность ребенка, необходимо постоянно применять в работе с детьми упражнения для профилактики плоскостопия.
Упражнения для коррекции стопы
Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
3. Ходьба по палке.
4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
5. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.
6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Упражнения для профилактики плоскостопия
1. И. п. : сидя на стульчике, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).
2. И. п. : то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1- активно согнуть пальцы ног (посмотреть, насколько уменьшилась длина стопы); 2- вернуться в и. п.
3. И. п. : то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитеровать подгребание ими песка (6-8 раз). 4. И. п. : то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз). 5. Упражнение "Веселые ножки". Дети сидят на стульчиках, руки на поясе. На "раз"- выставить правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх, на "два" - выпрямить подъем и коснуться пола концами пальцев; на "три" - ногу на пятку; на "четыре"- приставить ногу. То же с другой ноги. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4-8 раз).
6. И. п. : сидя на стульчике (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек. каждой ногой).
7. И. п. : то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).
8. И. п. : сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении – 5-10 сек. То же с другой ноги. ( Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.)
9. И. п. : упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).
10. И. п. : то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги(6-8 раз).
11. И. п. : лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).
12. И. п. : то же. 1- согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и. п. 3-4- то же с другой ноги (8-10 раз).
13. И. п. : стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сед на пятки. 3-4 – и. п. (6-8 раз).
14. И. п. : стоя руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.).
15. И. п. : то же. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз).
16. И. п. : стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с "подошвенным сгибанием" стопы(15 сек.).
17. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок (15-20 сек).
18. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек).
19. И. п. : о. с. 1-4-четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8-четыре шага в полуприседе (приседе, руки на поясе (игра "Великаны- карлики").4-8 раз.
20. Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу.
21. Ходьба по ребристой доске.
22. Ходьба приставным шагом в сторону по канату. То же по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста).
23. Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладины пальцами ног.
24. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.
25. Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики.
26. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках).
27. Упражнение "Воробей". Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок – вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз.
28. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших школьников 10-15 см, детей 4-5 лет-20-25 см, для старших дошкольников- 30-35 см).
29. То же, но спрыгивание в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него.
30. Прыжки с доставанием ориентира.
31. Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста).
32. Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста).
33. Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т. д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования.
Игры для профилактики плоскостопия.
Рекомендуется игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание носки внутрь (пятки разведены).
Игра «Ну-ка донеси»
В зале дети сидят на стульях, у каждого ребенка под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, не разу не уронив ее, дотащить любыми способами (скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой.
Игра «Ловкие ноги»
Дети сидят на полу, руки за туловищем, кистями опираются о пол. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в И. п., потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки.
Можно усложнить: перенести обе ноги с платком вправо и влево, выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:
Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
Я несу, несу, не сплю,
Палку я не зацеплю.
Игра «Великан и карлик»
Игровые упражнения, описанные ниже, проводятся в общем комплексе по команде Победителями являются дети, которые, не сбиваясь, наиболее четко и красиво выполняют упражнения. Инструктор обязательно должен отметить детей, которые правильно выполняют игровые упражнения.
«Великан» - ходить, приподнимаясь на носки, как можно выше.
«Карлик» - ходить, согнув ноги в коленях.
«Маленький - большой» - по сигналу, как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямится.
«Лошадь» - двигаться по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом.