Елена Разживина
Физкультурно — оздоровительные мероприятия в нашем детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно — оздоровительные мероприятия в нашем детском саду.
Физкультурно – оздоровительные мероприятия в нашем детском саду.
Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы детского учреждения, всего педагогического персонала и его руководителя. Глубоко понимая важность этой проблемы, наш коллектив на протяжении ряда лет уделяет большое внимание физическому воспитанию детей в каждой возрастной группе. Во всей этой работе руководствуемся «Программой воспитания в детском саду», программой «Здоровье», «Я, человек».
Публикация «Физкультурно — оздоровительные мероприятия в нашем детском саду,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Практика работы показала, что достигнуть максимального оздоровительного эффекта в детском саду можно лишь при условии комплексного решения оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий используем мониторинг состояния здоровья воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений. А с целью сокращения сроков адаптации вновь поступивших детей организовано медико-педагогическое сопровождение с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка. Анализ данных обследования используется для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования работы специалистов ДОУ. Согласно медицинских данных абсолютно здоровых детей нет, II группа здоровья- 74 ребенка, III группа здоровья- 68 детей.
В нашем детском саду практикуется проведение проверки осанки детей в присутствии воспитателя, что дает возможность познакомиться с методикой обследования. Врач детского сада, определяет состояние осанки каждого ребенка, говорит о выявленных дефектах и причинах их возникновения, дает воспитателям конкретные рекомендации по их устранению, назначает корригирующие упражнения. Для таких детей организованы дополнительные занятия корригирующей гимнастики. Систематическая работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата дала хорошие результаты, положительно повлияло на укрепление и развитие детского организма, способствовала снижению простудных и других заболеваний.
Повышать устойчивость организма к заболеваниям помогает и систематическое проведение водных закаливающих процедур – плавание в бассейне, посещение сауны и фитобара, умывание и мытье рук холодной водой, игры с водой, дорожки здоровья, воздушные ванны с упражнениями, ингаляции, полоскание, массаж и самомассаж, дыхательная и пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика.
Физическое воспитание является одной из важных частей общей системы обучения и воспитания детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). Оно осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка: на занятиях, прогулках, в режимных моментах. Перед физическим воспитанием детей с ТНР стоят те же задачи, что и перед физическим воспитанием здоровых детей. Но так как специфические особенности психомоторного развития таких детей требуют разработки специальных методов и приемов работы, то и задачи физического воспитания составляют единый и неразрывный процесс с коррекционным обучением. В нашем учреждении работа по физическому воспитанию имеет четкую коррекционно - речевую направленность, что помогает укрепить здоровье ребенка, и скорректировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что способствует развитию полноценной личности, которая сможет активно включиться в социальную жизнь и найти себе достойное место в общественно-полезном труде.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, к появлениям таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие. Поэтому для детей с ТНР планирование физкультурно-оздоровительной работы составляется с учетом коррекционно-воспитательных задач в тесном контакте с логопедами учреждения. У детей с ТНР нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно по сравнению со здоровыми сверстниками. Поэтому для этих детей большое значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослыми.
Ориентирование в пространстве закрепляется при выполнении строевых упражнений, четверостиший и потешек, а так же хоровых и индивидуальных ответов. («Брось соседу», «Передай мяч», «Бравые солдаты» и т. д.)
Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями («Угадай, чей голосок», «Лягушки»- для развития слухового внимания; «Жмурки с голосом», «Часовой», «Скок -поскок», «Вороны»- для развития умения согласовывать слова с движениями».
Эти упражнения используются в течение дня во всех режимных моментах. Интересными, эффективными, формами работы являются физкультурные праздники, досуги и спортивные соревнования. Они помогают вовлечь родителей в оздоровительную работу.
Мероприятия проводятся систематически в течение года. Например : «Быть здоровым хорошо», «Спорт, семья, здоровье», «Папа-гордость моя», «День Нептуна» и. т. д.
Таким образом, специфика организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ТНР заключается в совместной коррекционно-обучающей деятельности логопеда, воспитателя по физической культуре, воспитателя группы. Перед ними стоят задачи не только научить детей различным видам движений, привить определенные качества, научить ориентироваться в пространстве, координации движений, но и провести коррекцию различных речевых дефектов и недостатков. Этой работе помогает умело подобранный речевой материал, используемый во всех режимных моментах двигательной деятельности детей.
Система физического воспитания таких детей предполагает правильное рациональное питание: полноценность, регулярность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приема пищи. Ежедневно в меню широко используются продукты, содержащие микроэлементы (йодированное, кальцинированное молоко, йодированная соль, проводится витаминизация третьего блюда. Регулярно утром и после дневного сна детям предлагается витаминный стол, который включает соки и фрукты. Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей в питание включаем овощные и фруктовые салаты, содержащие растительную клетчатку. Ежедневно воспитателями групп заполняется «Тетрадь питания», которая помогает определить наиболее любимые детьми блюда, что учитывается при составлении меню. Системный подход в организации питания позволяет добиваться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшения физического развития.
Необходимый объём двигательной активности не может быть выполнен только за счёт учебной программы. Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня детского сада может быть достигнута за счёт дополнительных организованных занятий физическими упражнениями в сочетании с другими средствами оздоровления, такими как плавание, игры в бассейне, ритмика.
Дополнительные организованные занятия физическими упражнениями в группах педагоги проводят с использованием специальных пособий находящихся в физкультурных уголках.
Уголки в группах эстетично оформлены, соответствуют возрастным особенностям детей. Ребята занимаются с удовольствием, используют персонажные шапочки и маски, придумывают свои игры с имеющимися атрибутами.
Мы приняли активное участие в республиканском семинаре «Реализация современных технологий здоровьесбережения в условиях ДОУ». Авторская оздоровительно-просветительная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Здоровье», разработанная Мульдиновой А. Н., Закировой З. А., Айметовой Т. А. заняла II место на VII республиканском конкурсе инновационных авторских программ (г. Казань 2009 г.).
Результатом целенаправленной физкультурно – оздоровительной работы является стабильно низкий уровень заболеваемости воспитанников, хороший уровень физической подготовленности выпускников, которые продолжают свою спортивную деятельность в городских спортивных секциях, Дети посещают плавательный бассейн, ледовый дворец (хоккей, фигурное катание, легкоатлетический комплекс (теннис, гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, футбол и т. д.)
Структура физкультурно-оздоровительной работы.
Спортивные праздники и развлечения:
- тематические;
- эстафеты и конкурсы;
- с использованием персонажей;
- с участием родителей;
- с подвижными народными играми;
- участие в районных и городских соревнованиях;
Физкультминутки;
Закаливание;
Индивидуальная работа по ЛФК;
Спортивные игры и упражнения:
- плавание;
- баскетбол;
- футбол;
- бадминтон;
- ходьба на лыжах;
- катание на санках;
- городки;
- акробатические упражнения;
Ритмическая гимнастика;
Методическая работа:
- изготовление спортивного инвентаря;
- семинары и практикумы;
- изучение спортивной литературы;
- составление планов и программ;
- оформление стендов;
- работа с воспитателями;
- работа с родителями;
Дни «Здоровья»;
Дыхательная гимнастика;
Подвижные игры;
Физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- образно-игровые;
- сюжетно-игровые;
- предметно-образные;
- по сказкам и литературным произведениям;
- ритмическая гимнастика в форме круговой тренировки;
- эстафеты и соревнования;
- по интересам;
- на свободное творчество;
- контрольные
Средства физического воспитания.
- в повседневной жизни;
- специальные меры закаливания;
Гигиенические факторы:
- рациональное питание;
- режим;
- гигиена одежды и питания;
Физические упражнения:
- занятия с элементами ЛФК;
- утренняя гимнастика;
- подвижные спортивные игры;
- плавание;
- физкультурные занятия;
Медико-педагогический контроль
Обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико-педагогического контроля за физическим развитием и состоянием здоровья и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми.
Медико-педагогический контроль в нашем дошкольном учреждении осуществляют заведующая, врач городской поликлиники, три медицинские сестры и воспитатель-методист. В него входят:
Медицинское обследование состояния здоровья, физического развития детей и определение на основе этого мер по улучшению его;
Медико-педагогические наблюдения за методикой проведения физического воспитания, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным возможностям;
Санитарно-педагогический надзор за местами проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных развлечений, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием физкультурного оборудования, пособий, одежды, обуви занимающихся детей.
Медицинской сестре и инструктору по плаванию вменялось в обязанность осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием бассейна, за состоянием здоровья и физическим развитием занимающихся детей, за двигательной активностью детей на занятиях по плаванию, сопровождать их в бассейн.
План спортивно оздоровительных мероприятий на летний период.
Мероприятия
1. «Малые олимпийские игры» июнь (праздник) все группы
2. «Сабантуй» июнь (праздник) все группы
3. «Здравствуй, лето» июнь (праздник) все группы
4. «Неделя здоровья»
- «Уроки Мойдодыра»
- «Изучаем наше тело»
- «Веселая рыбалка»
- «Зоологические забеги» июль
викторина с играми
теоретическая викторина
5. Путешествие в безопасность.
- «Осторожно на дорогах»
- «Пожарные на учении» август
Структура физкультурно-оздоровительной работы на летний период
- утренняя гимнастика на улице
- походы
- праздники и развлечения
- закаливание - подвижные игры
- гигиенические процедуры - спортивные игры
- сбалансированное питание -тематические недели и дни здоровья
Взаимодействие детского сада и семьи
Взаимодействие ДОУ с семьёй – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Взаимодействие д/с и семьи в физическом воспитании ребенка позволяет реализовывать принципы индивидуализации и преемственности, формировать и поддерживать положительную мотивацию у детей к знаниям физическими упражнениями, самостоятельной двигательной деятельности, двигательному творчеству. Интерес представляет такая форма работы детского сада и семьи, как проведение физкультурных праздников и досугов
Формы работы с родителями.
Направления в работе с родителями Фомы работы с родителями
1. Информационное
Индивидуальные :беседы, консультации, тесты, анкеты
Коллективные:родительские собрания, конференции, семинары-практикумы, тренинги
Наглядно-педагогическая информация:тематические выставки, газета «Здоровейка», памятки-инструкции, буклеты, информационные листки
2. Совместное творчество родителей и детей
Совместные физкультурные праздники и развлечения
Домашние задания:сочиняем вместе сказку на тему «Физкультура и спорт».
«Информационные корзины».
Изготовление поделок.
Фотоальбом «Мы дружим со спортом».