Алексеева Ольга Викторовна
Физкультура с часто болеющими детьми (ЧБД)
▼ Скачать + Заказать документы
Частые простудные заболевания у детей приводят к формированию хронических патологий, а также не позволяют получать качественное образование из-за регулярных пропусков занятий по болезни.
В группу ЧБД относят детей, подверженных частым респираторным заболеваниям, только в тех случаях, когда повышенная подверженность респираторным инфекциям не связана со стойкими врожденными (наследственными) или приобретенными патологическими состояниями. ЧБД – это не нозологическая форма и не диагноз, а группа повышенного медицинского и педагогического наблюдения.
Публикация «Физкультура с часто болеющими детьми (ЧБД)» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
Согласно определению ВОЗ, к часто болеющим относятся дети, перенесшие пять эпизодов ОРЗ за год. Однако академик А. А. Баранов и профессор В. Ю. Альбицкий более четко определили «Критерии включения детей в группу часто болеющих детей»
Возраст ребенка Частота эпизодов ОРИ в год
1-3 года 6 и более
4-5 лет 5 и более
Старше 5 лет 4 и более
Немаловажную роль в борьбе с высокой частотой заболеваний детей дошкольного возраста отводят физической культуре. Однако существует ряд причин, препятствующих оздоровлению часто болеющих средствами физической культуры:
• часто болеющие дети, занимаясь в общей группе на занятии по физической культуре, как правило, отстраняются от большинства нагрузок либо освобождаются от занятий вовсе несмотря на то, что они тоже нуждаются в регулярных физических нагрузках с учетом фактора высокой частоты заболеваний;
• большинство дошкольных образовательных учреждений относятся к общеразвивающему типу и не имеют не только достаточного количества спортивных сооружений (спортивных залов, площадок, бассейнов, спортивного оборудования, но и квалифицированной штатной единицы — инструктора по лечебной физической культуре.
Необходимость разрешения названных противоречий определила тему данной статьи: создание условий для занятий физической культурой для часто болеющих детей в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего типа.
Часто болеющие дети характеризуются низким уровнем развития физических качеств и умений, чрезмерно высокой или, наоборот, чрезмерно низкой моторной активностью, недостаточно развитым для их возраста фондом движений, проблемами общения с педагогами и сверстниками, низкой познавательной активностью на занятиях, вследствие частого отсутствия на них из-за болезней.
Если грамотно организовать физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья, можно поспособствовать хорошей адаптации организма, и после года занятий физическое развитие часто болеющих детей сможет соответствовать такому как у здоровых.
Для организации физического воспитания ЧБД необходима дифференциация требований к детям с учетом их уровня здоровья и физической подготовленности.
Целесообразная организация любого вида деятельности ослабленных детей должна предусматривать свою, индивидуальную, зону «ближайшего развития», что позволит им не оставаться длительное время на уровне сниженных требований, а постепенно совершенствоваться.
Осуществление индивидуального подхода к часто болеющим детям должно состоять не столько в ограничении нагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и др., сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий физиологическим возможностям организма.
В статье вы найдете перечень рекомендаций, которые необходимо учитывать при организации занятий физкультурой для часто болеющих детей. Узнайте, какие условия соблюдать и как контролировать самочувствие дошкольников.
1. Обследование детей
Для правильной организации физкультурно-оздоровительной работы важно своевременно обследовать детей, чтобы иметь полное представление о группе и о каждом ребенке.
Проведите обследование ЧБД в первый организационный период с 25 по 31 августа.
Врач – педиатр проводит обследование состояния здоровья детей и определяет группу двигательной активности детей.
Медсестра проводит оценку физического и функционального состояния организма ребёнка.
Инструктор по физической культуре определяет уровень двигательной и физической подготовленности детей, развитие физических качеств.
При оценке двигательной подготовленности определяется техника ходьбы, бега, прыжка в длину с места, в высоту с прямого разбега, метание вдаль.
По результатам обследования группу детей распределяют на подгруппы по уровню физического и функционального состояния организма, и подготовленности. В соответствии с ограничениями и рекомендациями медицинского работника в основную программу вносятся корректировки (временные или постоянные, для каждой подгруппы.
Как пример можно взять критерии оценки состояния здоровья часто болеющих детей, разработанные кандидатом педагогических наук, доцентом М. Г. Михайловой
2. Продолжительность занятия
Согласно рекомендациям СанПиН, физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
в младшей группе - 15 мин;
в средней группе -20 мин;
в старшей группе - 25 мин;
в подготовительной группе - 30 мин.
Продолжительность занятий с часто болеющими детьми остается неизменной. Дифференцированный подход обеспечивается за счет щадящего режима.
3. Щадящий режим двигательных нагрузок.
Занятия с детьми строятся с учетом результатов диагностики, рекомендаций медицинского работника, тяжестью и продолжительностью перенесенного заболевания, временными ограничениями. Общая физическая нагрузка не снижается, а подбирается адекватно функциональному состоянию организма, регламентируется длительность, объем, интенсивность и содержание деятельности на занятии.
На начальном этапе работы на физкультурно-оздоровительных занятиях с ЧБД для них ограничиваются или исключаются упражнения высокой интенсивности. В последствие физические нагрузки дозируются с учетом индивидуальных функциональных возможностей детей. Занятия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера их деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма.
Первый этап организации двигательного режима для ослабленных и часто болеющих детей должен включать все не противопоказанные им виды двигательной деятельности, однако содержание её должно быть щадящим.
В этот период вводятся ограничения физических упражнений, связанных с интенсивной мышечной деятельностью и физическими усилиями:
• Бег;
• Прыжки;
• Подвижные игры с высокой интенсивностью;
• Игры-соревнования (игры-эстафеты).
Полностью исключаются упражнения:
• Выполняемые в ускоренном темпе;
• Связанные преимущественно со статическими нагрузками.
Обычные упражнения, не требующие большого напряжения сил, выполняются в умеренном темпе и с частотой их повторений меньше, чем дети, не имеющие ограничений и противопоказаний.
Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфообращение: приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др.
Каждые три месяца организуется подведение итогов в форме недифференцированной диагностики. Инструктор физической культуры, учитывая рекомендации медицинского работника и наблюдения воспитателей группы, определяет степень продвижения детей, уровень их физического развития, совместно с медицинской сестрой определяется группа здоровья каждого ребенка.
Используемые педагогические методы, которые на первоначальном этапе были щадящими, не должны усугублять уже имеющиеся у ребенка затруднения в обучении, тормозить развитие. Следовательно, работа инструктора физического воспитания с часто болеющими детьми должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности.
Детей, которые пришли в группу детского сада после болезни не следует без достаточных оснований и заключения врача освобождать от физкультурных занятий, а можно лишь ограничить для них на определенное время те виды нагрузок, которые для них трудны, т. е. упражнения с высокой интенсивностью движений. В дальнейшем по согласованию с медицинским работником комплексы упражнений для этих детей могут усложняться с тем, чтобы они постепенно включались в общий двигательный режим. Такой переход должен происходить по мере улучшения состояния здоровья ребенка, повышения физиологических возможностей его организма. Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности благоприятно отразились и на развитии моторики, и на здоровье, способствовали повышению выносливости.
Оценка эффективности физкультурного занятия для ЧБД проводится по
Показателю моторной плотности:
• в зале не менее 70%,
• на воздухе - 80%
Среднего уровня частоты сердечных сокращений:
• в зале средняя - 140-150 ударов в минуту,
• на воздухе - 150-160 уд/мин.
Обязательным является контроль за внешними признаками утомления детей.
4. Признаки утомления
В процессе занятия необходимо более остро обращать внимание на внешние признаки утомления ЧБД, в результате низкого уровня адаптационных способностей организма к физическим нагрузкам, физического и физиологического состояния, утомление у таких детей наступает быстрее, а на восстановление требуется больше времени. Медсестра и воспитатель, наблюдая во время занятия за детьми, отмечают наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности.
Важно, чтобы утомление ЧБД было на низком уровне, при появлении признаков резкого утомления (переутомления) нужно незамедлительно прекратить нагрузку, оказать ребенку первую медицинскую помощь.
Заметив признаки значительного утомления, нужно снизить нагрузку (количество повторений, темп, амплитуду и т. д., изменить характер (например, выполнить дыхательные упражнения в ходьбе, если занятие на улице, выполнить дыхательные или релаксационные упражнения если занятие в помещении, сделать паузу (помочь педагогу в организации упражнений, в демонстрации) после восстановления, можно продолжить занятие, но с облегченными условиями.
Одним из инструментов который повышает эффективность занятий и улучшает общее самочувствие является правильное дыхание.
5. Правильное дыхание.
Умение правильно дышать необходимое условие правильного развития и хорошего роста.
Девять из десяти детей дышат неправильно и поэтому плохо себя чувствуют. Ребенка важно научить полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Дыхательные упражнения позволяют не только легче переносить нагрузку и восстановить организм после, но и являются методом борьбы с лор заболеваниями.
Дыхательная гимнастика – прекрасно дополняет любое занятие, развивает еще не совершенную дыхательную систему организма ребенка, укрепляет защитные силы организма.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
• воздух набирать через нос;
• плечи не поднимать;
• выдох должен быть длительным и плавным;
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах, помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, не стоит их выполнять более 5-10 минут.
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).
Специальные упражнения дыхательной гимнастики позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, повысить общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшить самочувствие и нервно-психическое состояние ребенка.
Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с часто болеющими детьми важно создать в коллективе обстановку психологического комфорта.
6. Психологический комфорт.
Крайне важно создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы дошкольника. Только на фоне положительного настроя и душевного равновесия ребенка можно рассчитывать на нормализацию его функционального состояния и психологического статуса.
На каждом занятии необходимо создавать для ребенка «ситуацию успеха» :
• давать посильные задания, с выполнением которых ребенок точно справится;
• предлагать быть ведущим только в знакомой подвижной игре;
• при проведении эстафет подбирать для ЧБД посильные двигательные действия, чтобы они были уверены в своих силах и не отказывались от участия;
• при выполнении упражнений в парах, ставить ребенка с более здоровым и хорошо физически развитым одногруппником;
• проводить с часто болеющими детьми индивидуальную работу, предлагать индивидуальные развивающие задания для освоения техники разучиваемых упражнений;
• ограничить или исключить задания типа «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. д.
Немаловажную роль в решении вышеназванной задачи играет цветотерапия. Для регулирования психоэмоционального состояния часто болеющих и ослабленных детей можно использовать следующие приемы:
• «радужный коридор» — подход к физкультурному залу оформлен в радужном спектре от «холодных» цветов к «тёплым». Когда дети направляются в физкультурный зал через «радужный» коридор, у них создаётся эмоционально-положительный настрой на последующую двигательную деятельность. Возвращаясь с занятия, дети проходят коридор от «тёплых» к «холодным» тонам, что способствует снятию психического и физического возбуждения.
• «сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги, закрепленных под потолком на специальном держателе. В процессе физкультурного занятия в ходе выполнения перестроений (после вводной части, ОРУ, основных видов движений) ослабленным детям предлагается пройти 2—3 раза через «сухой дождь» от синих лент к красным. После подвижной игры — в обратном направлении;
• «цветные островки» — индивидуальные коврики холодных (синего) и теплых (желтого) тонов. Гимнастические упражнения в основной части занятия выполняются на «теплых» островках, релаксационные движения в конце занятия — на «холодных»;
• «цветная поляна» — два ковра (каждый по 3 х 4 м) зеленого и красного цвета для групповых занятий с детьми.
Терапевтический эффект цвета во всех описанных случаях заключается в регулировании психоэмоционального состояния детей в соответствии с психофизическими возможностями и динамикой работоспособности ослабленного ребенка.
Цветотерапевтический эффект используется и при подборе спортивных костюмов детей. Замечено, что дети ослабленные, с пониженным уровнем двигательной активности и нестабильным эмоциональным состоянием более комфортно себя чувствуют в одежде ярких цветов. Детям же возбудимым, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью больше подойдут комплекты синего и зеленого цвета.
7. Рациональный подбор спортивной формы.
Во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. В спортивной форме нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у каждого ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.
Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.
Спортивная форма для занятий в помещении:
1. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей.
2. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т. д.
3. Обувь. Необходимо иметь чешки или носки на прорезиненной подошве, они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.
4. Носочки из несинтетических, дышащих материалов, не слишком теплые, предназначенные для частых стирок.
Спортивная форма для занятий на улице подбирается в соответствии с погодными условиями. :
* В числителе указано число слоев одежды выше пояса, в знаменателе - ниже пояса.
Кроссовки (кеды) должны быть на 1 - 2 размера больше и в них обязательно следует проложить стельку из фетра, сукна или войлока.
При морозе от -7 до -15 °С первое время следует под спортивный костюм надевать шерстяную кофту, а на ноги - мягкие сапожки из кожи или войлока.
Необходимо следить за тепловым состоянием ребенка и в случае перегревания его - горячий и потный затылок, шея, во время занятий можно снять один слой одежды.
Нельзя проводить занятия с детьми, одетыми в зимние пальто, шапки-ушанки. Такая одежда стесняет движения, вызывает повышенное потоотделение. После проведения физкультурных занятий дети в групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье и одежду.
На первые занятия, на процесс переодевания детей, необходимо привлекать медицинскую сестру и няню.
8. Оценка эффективности физкультурных занятий с часто болеющими детьми
В оценке эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий основным критерием является динамика уровня заболеваемости каждого часто болеющего ребенка в течение года занятий в сравнении с заболеваемостью за предшествующий занятиям год. Об эффективности судят по динамике заболеваемости за год до и после контрольного периода.
Кроме того, эффективность занятий оценивается по следующим показателям:
1) Положительная и соответствующая возрасту динамика роста, и весовых показателей;
2) Стойкая нормализация показателей, функционального состояния организма, - гемоглобин, пульс, параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб;
3) Отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
4) Уменьшение числа дней, пропущенных по болезни одним ребенком за год (этот показатель относителен и не всегда может иметь положительную динамику, особенно в сложных индивидуальных случаях. Следует рассматривать в сумме с другими показателями).
5) Повышение активности на занятиях, возрастание двигательной способности.
Результаты станут основой для распределения детей по подгруппам на следующий учебный год.