Людмила Шумунова
Физкультминутки в образовательном процессе детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - это не все, что надо человеку,
но если его нет, то человеку уже ничего не надо.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью ребенку». То есть это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье детей и педагогов (в их неразрывной взаимосвязи).
Публикация «Физкультминутки в образовательном процессе детского сада,» размещена в разделах
Начало пребывания ребенка в детском саду связано не только с изменением уклада жизни. Переход на дошкольное воспитание и образование способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей дошкольного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, в нашем детском саду, направлены на укрепление здоровья и закаливание ребят, приобретают особое значение.
Построение образовательного процесса без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно - физкультурной работы приводит к выраженному утомлению воспитанников в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья их.
Рациональный режим у нас вдошкольном учреждении, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности.
Начинается учебный день в детском саду организованной зарядкой, для того чтобы организму помочь активизироваться, обрести бодрость и восстановить работоспособность. Учитывая то, что длительность активного внимания дошкольников не превышает 10 минут, часть времени образовательного процесса используется на проведение физкульпауз. Их включают с целью предупреждения утомления. Длительность физкультурных пауз не должна превышать 3-5 минут. Рекомендуется использовать упражнения на потягивание, растяжку грудных мышц, мышц бедра и голени, дыхательные упражнения. Систематическое проведение физкультпауз вырабатывает двигательный стереотип, способствующий более эффективной профилактике образовательного и статического утомления и более эффективному повышению умственной работоспособности.
Все знают, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Физкультминутки, проводимые педагогом, также можно отнести к игровым моментам. Различные формы физкультминуток являются средством не только физического, но и духовного формирования ребенка. При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников.
Предлагаемые мною физкультминутки даны в соответствии с педагогическими требованиями, методикой физического воспитания детей дошкольного возраста. Физкультминутка стимулирует образовательную деятельность детей, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений, снимает зажатость. Физкультминутка - важное средство самовыражения: воспитатель лучше может узнать своих воспитаников, их организаторские, творческие способности, физические возможности, благодаря чему устанавливается более тесный контакт между ребенком и педагогом, между детьми в коллективе.
Физкультминутка - лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Знание большого количества физкультминуток воспитателю просто необходимо. И следует пополнять и обновлять этот багаж как можно чаще. Нельзя недооценивать роль физкультминуток как фактора памяти, который не менее важен, чем четкий механизм мышления. Отсюда можно сделать вывод: нужны рифмованные упражнения, стихотворения, сказки. Стихотворная форма благодатно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к поэзии, родной речи.
Каждый воспитатель должен уметь проводить физкультминутки в своей работе, учитывая специфику образовательного процесса. Термином "физкультминутка" принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время образовательного процесса. Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Приложение 1. Приложение 2.
Для физкультминуток выделяются небольшие перерывы в процессе образовательного труда. Тем не менее, они носят деятельностный характер, так как в ходе их проведения меняется характер деятельности, происходит переключение, способное предотвратить снижение или несколько повысить уровень оперативной работоспособности. Особенно эффективны физкультминутки в периоды, когда начинает проявляться утомление.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию образовательного материала.
Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. Приложение 7.
Проблема ухудшения зрения в динамике образовательного процесса не представляется новой. Специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий можно использовать для периодической активизации чувства зрительной, координации. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток.
Схема траекторий изображается на электронной доске или экране максимально возможных размеров. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.
В середине образовательного процесса дети встают и по команде воспитателя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Созданные презентации с разными траекториями по которым движутся веселые анимационные картинки.
Приложение 8. Приложение 9. Приложение 10.
Список литературы
1. Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. - 53 с.
2. Абрамов Э. Н., Гимнастика для глаз в практике работы учителя: Методические рекомендации. /Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». – Курган, 2003. – 41 с.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. : «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт. -сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
5. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры- подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями/ авт. – сост. С. А. Авилова, Т. В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 111 с.