Наталья
Физкультминутка как средство развития пальцевой моторики и становления речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Учитывая важность проблемы, а также высокую плотность занятий логопеда, мы стали заниматься с детьми индивидуально, в свободное от занятий время. Однако такая эпизодическая деятельность не могла дать заметного положительного эффекта. Поэтом возникла необходимость выделить время в занятиях воспитателя, чтобы сделать роботу по развития пальцевой моторики регулярной и результативной. Оптимальным, по нашему мнению, оказалось использование в этих целях физкультминуток на занятиях с детьми. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением (пусть даже с непродолжительным). Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Публикация «Физкультминутка как средство развития пальцевой моторики и становления речи у дошкольников» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Традиционные физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Это вызывает необходимость составить для каждого из пальцевых упражнений наиболее подходящий по смыслу стихотворный текст. Проговаривание стихов одновременно с движениями дают ряд преимуществ для детей. Их речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие ритмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.
Обучающий эксперимент, проводимый нами, воспитателями, позволил выделить несколько задач, которые заключаются в следующем:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.
3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп.
4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Известно, что длительность физкультминутки в одном занятии составляет 2 – 3 минуты. Мы проводили наши физкультминутки на каждом из трёх занятий воспитателя. Таким образом, общая сумма времени для развития пальцевой моторики составила для каждого ребёнка 6 – 9 минут в день. Поводили физкультминутки примерно в середине занятий, дети при этом стояли около своих стульчиков и вместе с воспитателем проговаривали стихотворный текст, сопровождая его определёнными движениями пальцев рук.
Текст необходимо подобрать такой, чтобы в одной физпаузе содержалось большее количество разнообразных пальцевых движений, и они сочетались бы с произносимыми стихами. Наблюдения показали, что у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. Но уже к концу четвёртого месяца ребята, с которыми проводились физкультминутки для развития пальцев рук, овладели самыми сложными упражнениями. И ещё важно то, что они быстрее овладевали правильным произношением звуков. Дети при обучении элементом письма вели более уверенные линии, ровнее держали строку, сохраняли наклон. Надо отметить и тот факт, что ребята стали лучше справляться с программными требованиями по изодеятельности.
В ходе физкультминуток ребятам предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, кошек, птиц, деревья, цветы… Такая необычная игровая деятельность вызывала у них интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволило предельно мобилизировать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Разученные сценки – упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутке играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Такой подход позволяет следующее:
1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
3. Облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам.
Приведём примеры некоторых физкультминуток, используемых нами, воспитателями, для развития пальцевой моторики детей с нарушениями речи.
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне (Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.)
Утром весенним раскрыл лепестки (Развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание (Ритмичное движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки (Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний… (Выставляем вверх большие пальцы. Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок (Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Постучался на порог (Кулаки стучат друг о дружку)
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя! (Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках)
Человечки
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки (Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю. Повторить несколько раз).