Оксана
Консультация для педагогов «Физическая культура, как средство социализации личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура проявляет себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная, целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.
Публикация «Консультация для педагогов „Физическая культура, как средство социализации личности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Самая основная проблема социализации – это постижение эффективности прямых и косвенных влияний общества на личность, определения различных факторов, которые способствуют образованию целостной и гармонически сформированной личности необходимо уделять особое внимание физической культуре при изучении воздействий факторов на саму социализацию, ведь ее необходимо принимать как самый мощный механизм социализации сопровождения ЗОЖ, воспитания здорового духа. Физическая культура и спорт смогут стать реальным рычагом стимулирования жизни личности.
Физическая культура помогает индивиду жить в гармонии с обществом, быть творческим и эрудированным, разрешать противоречия между трудом и отдыхом, производством и природой, духовным и физическим. Тем самым индивид становится социально-психологически устойчивой личностью, продуктивно включенной в жизнь и труд, с адаптивным поведением в разнообразных условиях жизнедеятельности. Человек интегрирует аспекты саморегуляции, самоотношения, самопознания, на этой основе формируется Я-концепция.
Формирование активной личности, ее способность адаптироваться в меняющихся условиях социума, не уходить от проблем, а уметь их решать – основные положения в системе образовательной деятельности.
Сохранять здоровье ребенку и добиваться высокой работоспособности, необходимо с самых малых лет, ведь с раннего возраста можно не только привить интерес к физической культуре, но и ребенок станет коммуникабелен и общителен в социальном обществе.
Довольно часто сами родители стараются прививать первые навыки двигательной активности именно мальчикам, но не девочкам, ведь мальчикам необходимо с детства владеть мышечной активностью, а уже в первые месяцы жизни выявляется начальная социализация полов, она и ведет к конкретной ролевой идентификации ребенка, в качестве которой является телесная и физическая природа.
Для детей, процесс формирования физической культуры необходимо осуществлять в игровой форме, где особое внимание необходимо уделять предоставлению доступных знаний по физической культуре и акцентуации детей на самовоспитание, а также тренировки социальных качеств личности. Именно данный процесс «знание-умение-владение» раскрывает индивидуальные особенности, взаимоотношения в социуме.
Физическая культура является сложным социальным явлением, которое выполняет конструктивные функции общества в области воспитания, морали и этики. Физические упражнения способствуют формированию у детей дисциплины, чувства ответственности и вырабатывают настойчивость в достижении целей.
Ориентация физкультурного образования личности на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребенка, учитывая индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Учет данных компонентов в формировании мотивационной сферы социальных отношений и активного поведения в процессе обучения в школе.
Педагогическая значимость физического воспитания состоит не только в приобретении новых физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, развития положительного отношения к физической культуре, но и выражаться в повороте их к саморазвитию, самовоспитанию, к формированию широкого круга потребностей, так как именно они порождают личность, следовательно, и культуру социума.
Выделение роли самовоспитания по физической культуре личности способствует :
- повышению работоспособности, охране здоровья;
-гармоничному развитию всех физических качеств. Особенно социальных потенциалов : выносливости, преодоления неуверенности, страха, усталости, болевых ощущений, стимуляция моральных качеств;
- возможности управлять своими действиями в разнообразных условиях.
Физическая культура действительно выявляется главнейшим фактором социализации. Спорт – является одной из множества социальных областей, вхождение в который непосредственно объединено с одолением многих испытаний и сложностей, которые имеют ценностный или нормативный смысл, и связанны с физическими умениями личности, а также с волевыми способностями. Социализация в физической культуре – это полное формирование личности и одновременное вхождение человека в социум.
Занятия физическими упражнениями обеспечивают:
- повышение умственной работоспособности;
- полное и качественное усвоение новых знаний, что положительно сказывается на сроках и плодотворности обучения разных контингентов;
- социально-экономический эффект, тем самым формируется социально-психологическая стабильность человека.
Физическая культура, без сомнений, является одним из главных средств воспитания и отработки движений, их координации, и формированию необходимых физических качеств человека. Конечно, на этом возможности занятия спортом не ограничиваются. В процессе физического воспитания закаляется воля личности, формируется характер, совершенствуется умение управлять собой в сложных ситуациях. Поскольку занятия спортом обычно проводятся среди товарищей и связаны с соревнованием между соперниками, то обязательно формируется опыт человеческого общения, умение понимать друг друга.
Физическая культура проявляет себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная, целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.
В любом виде спорта различные соревнования проводятся по строгим правилам, которые предопределяют не только сам ход соревнования, но и подготовку к ней. Правила определяют психологическую подготовку спортсмена, которые требуют от него каких-либо конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления и допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость в неоднократном использовании этих свойств и качеств обязательно приводит к их развитию. Так спортсмен формирует способность действовать в полную силу, когда устал. Он учится управлять своим настроением, справляться с избыточным волнением, вызывать в себе чувство приподнятости и вдохновения, то есть овладевает умением самоконтроля собственных чувств и эмоций. И всё это спортсмен делает сознательно для достижения лучших результатов в соревнованиях. То есть, развиваясь в спорте, человек развивается всесторонне.
Литература:
1. Апциаури Л., Харитонашвили К. Система современного спорта как фактор социализации личности // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2008. — № 6.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1998. -223 с.
3. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры, 2013.