Татьяна Куракина
Финансовая грамотность в ранней профориентации детей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое объединение воспитателей
на тему
«Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Методический тренинг:
«Финансовая грамотность в ранней профориентации детей дошкольников»
Цель: формирование у педагогов представлений о ранней профориентации дошкольников на занятиях по финансовой грамотности.
Публикация «Финансовая грамотность в ранней профориентации детей дошкольников» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям, формируется осознанное отношение к труду взрослых как источнику финансов. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине. В 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, относятся к ним с пренебрежением, так как не имеют представления о ценности труда взрослого. И не редко родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.
Система работы с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через ориентацию в мире профессий, воспитание ценностного отношения к трудовой деятельности взрослого позволит решить данную проблему.
Чем раньше дети узнают о роли профессии, как средстве получении денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Финансовая грамотность – это качество человека, которое показывает степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - новое направление в дошкольной педагогике.
Сегодня мы собрались на методическом тренинге, где мы обсудим вопросы ранней профориентации на занятиях по финансовой грамотности, касающиеся детей старшего дошкольного возраста.
Ход мероприятия:
Для начала мы вспомним профессии, в которых встречается финансовая грамотность (продавец, бухгалтер, кассир и т. д). С этими профессиями мы можем легко познакомить детей, используя, например, мнемотаблицы. С использованием предложенной таблицы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий, например, профессия продавец легко и непринужденно запомнится.
Перейдем к основной части тренинга, где я познакомлю вас с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности и ориентировать детей на профессии в детском саду. Для начала давайте разделимся на 2 команды - команда «Буратино» и команда «Монетка».
И первым заданием будет разминка. Называется она «Блиц-опрос»:
1. Как вы считаете, почему родители не заостряют внимание детей на профессиях, связанных с финансами?
2. Как вы считаете, почему пропала у детей ценность игрушки?
3. Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…
4. Почему возникает негативное отношение к труду низкооплачиваемых, не рейтинговых профессий?
5. Каким образом, на ваш взгляд, связаны занятия по ознакомлению с трудом взрослых, осознанное отношение к собственному труду ребенка и деньги? (ценность полученных денег в ходе собственной трудовой, профессиональной деятельности).
Все ваши ответы были верны, из чего мы можем сделать такой вывод: Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к труду взрослых и к ценности денег из-за потребительского отношения к продукту труда и его легкодоступности. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить из данной ситуации, объяснить, что детям важно знать, каким трудом деньги зарабатываются, поднять престиж различных профессий и мотивировать на получение профессионального образования, чтобы в будущем они могли получать достойную зарплату и удовлетворять свои потребности.
Задание № 2:
Следующее задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д. С помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Возьмите задание под №2, разложите на столе картинки с изображением обложек детских книг. Я буду задавать вопросы, а вы должны найти обложку с изображением сказки, которая соответствует описанию и дать краткое пояснение.
1. В какой сказке умение заниматься предпринимательской деятельностью помогло главному герою отблагодарить хозяина за доброту? (Кот в сапогах)
2. Герои какой сказки, благодаря рациональному разделению труда, имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
3. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка)
4. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросёнка)
5. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить герою доход? (Вершки и корешки).
Вывод: Знакомя детей с художественной литературой, мы, таким образом, формируем у них финансовую грамотность через народную мудрость.
Задание № 3:
Все мы знаем, что основной вид деятельности у детей - игра. Какие сюжетно-ролевые игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, банк, поездка в автобусе и др.)
Назовите два финансовых действия и профессии людей, с которыми мы знакомим детей в играх - магазин, театр?
Ответы: (Покупка и продажа. Продавец, кассир)
Открываем задание №3 «Выполни действие». Вам необходимо обыграть следующие экономические понятия: покупка продуктов в магазине и поход в цирк.
Вывод: Данное задание позволило определить по трудовым действиям профессии и увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудованием среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, покупка, продажа. Даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности через формирование представлений о труде, трудовых действиях, деньгах как продукте труда начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Задание № 4:
Уважаемые коллеги, о чем идет речь?
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы конечно догадались, что речь идет о рекламе.
Вам необходимо прорекламировать две профессии с точки зрения их ценности для общества и финансовой успешности: продавец и банкир.
Вывод: Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно, вникнуть в суть профессии и ее значимости для общества.
Задание № 5:
Следующее наше задание «Угадай пословицу или поговорку». Я вам буду показывать цепочку картинок. А вам необходимо поочередно прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Кто не работает, тот не ест», «Какова работа, такова и плата», «Копейка рубль бережет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности, их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей, с условием их совместного обсуждения и смыслового понимания.
Задание № 6: (подведение итогов)
Сегодня я познакомила вас с рядом игр, которые вы легко можете использовать в работе с детьми. Но в каких областях образовательной деятельности? На этот вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе (на магнитной доске расположены листочки в виде облачков с надписью: разминка, реклама, сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).
• Скажите, в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку, с учетом ее адаптации к дошкольному возрасту?
• Скажите, в какой образовательной области можно использовать игру «Экономические сказки»?
• Скажите, в какой образовательной области можно использовать сюжетно-ролевые игры?
• Скажите, в какой образовательной области можно использовать пословицы?
• Скажите, в какой образовательной области можно использовать рекламу?
(Маркером при ответе отмечаю стрелочкой)
Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное мной задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей.
Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста выбора профессии и образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это наше с вами будущее.
У меня все, спасибо за внимание и сотрудничество!