Елена Серых
Финансовая грамотность у младших дошкольников в процессе игры
У детей уже в дошкольном возрасте возникает интерес ко всему новому, в том числе и к деньгам. Ведь грамотное знакомство с деньгами – это первые шаги в формировании правильной финансовой грамотности детей, которое приведет к формированию правильного финансового поведения. В связи с этим, мы взрослые должны объяснить детям следующее: что такое деньги, где их взять и как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Публикация «Финансовая грамотность у младших дошкольников в процессе игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
На сегодняшний день в дошкольном воспитании практически нет методических разработок по данной теме. В связи с этим можно считать, что эта тема на сегодняшний день актуальна.
Экономические отношения мы решили объяснить детям в игровой форме. Так как игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, является ведущим видом их деятельности.
В нашей группе мы играем в следующие дидактические игры и сюжетно-ролевые игры : «Одень куклу на работу», «Платное-бесплатное», «Разложи монетки по кошелькам», пазл «Собери половинки», «Доход - расход», «Не ошибись», «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Парикмахерская». Знакомим детей с разными профессиями через художественную литературу. Например: П. Образцова «Лечу куклу»; Б. Заходер «Портниха»; В. Степанова «Продавец» и др.
Также провели беседу с детьми о планировании семейного бюджета. Дети узнали, что бюджет семьи состоит из всех ее доходов и расходов. Доходы – это зарплата родителей. Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи.
Организуя сюжетно – ролевую игру «Магазин» с детьми 3-4 лет, мы столкнулись с тем, что дети не знают, сколько может стоить тот или иной товар. Они могли продать картошку за две тысячи рублей и автомобиль за пять рублей. И мы решили познакомить детей с денежными купюрами и со стоимостью товара в магазине.
Так как наши дети еще незнакомы с цифрами, нами был придуман способ измерять стоимость денег по окраске купюр.
Совместно с детьми были изготовлены денежные купюры разного номинала: монеты в виде кружков, банкноты разного цвета; от самых маленьких по номиналу - это банкноты зеленого цвета, до самых крупных – это банкноты красного цвета.
В итоге проведенной работы в сюжетно – ролевых играх на производственные и бытовые темы, дети сознательно и правильно оценивали товар и правильно использовали денежные купюры.
Используя интернет ресурсы, мы посмотрели мультфильмы о различных профессиях «Учим профессии с малышами», «Уроки тетушки Совы: история происхождения денег», «Азбука финансовой грамотности – Питомец/Смешарики» и др.
Совместно с детьми мы пришли к выводу, что деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни. Они являются воплощением труда людей. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей то, что: - «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!»
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
Планируем продолжить работу по формированию первоначальных основ финансовой грамотности и в среднем дошкольном возрасте, знакомя детей с цифрами, денежные купюры будут дополняться цифровым номиналом.
Таким образом, ведущий вид детской деятельности – игра, является эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.
Список используемых источников и литературы
1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
3. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно – методическое пособие «Детство-Пресс», 2008г.
4. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
Интернет ресурсы:
1. «Азбука финансовой грамотности – Питомец/Смешарики 2D» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=bDasomHDjg8.
2. «История денег» [Электронный ресурс] «Уроки тетушки Совы» – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7kjFUIslFnQ.