Cветлана Трофимова
«Филимоновская игрушка». Групповой краткосрочный проект с воспитанниками 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Групповой краткосрочный проект, Разработала воспитатель
С. Ю. Трофимова, Детский сад №7. г. Нефтеюганск
Актуальность:
Расширение представлений о народной игрушке;
Формирование эстетического вкуса у воспитанников;
Пополнение накопительного материала в мини - музей «Русская изба»;
Проблема:
«Какая ОНА, Филимоновская игрушка»
Участники:
Публикация «„Филимоновская игрушка“, Групповой краткосрочный проект с воспитанниками 5–6 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Воспитанники и родители старшей группы,
Воспитатели группы,
Музыкальный руководитель,
Воспитатель по художественному творчеству.
Цель проекта :
•Познакомить воспитанников с филимоновской игрушкой.
•Рассказать детям о происхождении промысла.
•Формировать у воспитанников интерес к русской культуре, её прошлому и настоящему.
Задачи проекта :
•Развивать поисковую деятельность у воспитанников;
•Развивать эстетические чувства и творческие способности воспитанников при знакомстве с народной игрушкой;
•Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
•Развитие творческого воображения у воспитанников;
•Совершенствовать технические навыки художественной деятельности;
•Самостоятельно оценивать свою работу и работы других детей
Продукт проекта :
•Проведение НОД для педагогов «Роспись филимоновской игрушки».
•Презентация альбома детского творчества «Народная игрушка».
Что мы хотим узнать?
•Где и когда зародилась Филимоновская свистулька?
•Из чего делали мастера Филимоновскую свистульку?
•Как украшали игрушки?
•Где и как использовались Филимоновские свистульки?
Как мы это можем сделать?
•Спросить у взрослых (родителей, воспитателей);
•Чтение познавательной литературы;
•Рассматривание иллюстраций с изображением различных народных игрушек;
Что мы можем сделать?
•Д/игра «Собери игрушку»;
•Альбом алгоритм лепки «Весёлые игрушки»;
• Подборка: художественное слово о филимоновской игрушке.
•Альбом (детские рисунки) «Филимоновская игрушка»;
Реализация проекта
Работа с воспитанниками
1. Познавательная деятельность:
•Чтение познавательной и художественной литературы;
•Беседы о народной игрушке : Филимоновской, Дымковской, Богородской, Матрёшках.
•Рассматривание игрушек, иллюстраций, открыток с изображением народных игрушек.
2. Игровая деятельность:
•Д/и «Сложи игрушку», «Подбери узор для игрушки», «Узнай по описанию», «Назови элементы росписи».
3. Художественно-продуктивная деятельность:
•Расписывание силуэтов филимоновской игрушки;
•Лепка и расписывание филимоновской игрушки;
•Изготовление д/и «Сложи игрушку
•Расписывание шаблонов.
Работа с родителями
•Подборка текстового и иллюстрационного материала для создания альбома «Филимоновская игрушка».
•Папка – раскладушка: «Филимоновская свистулька»
•Подборка познавательной литературы и художественного слова о Филимоновской игрушки для чтения детям;
Работа с педагогами группы
•Рассматривание с детьми народных игрушек,
•Расписывание шаблонов, составление композиций из элементов филимоновской росписи;
•Оформление с воспитанниками выставки детского рисунка в приёмной группы на тему «Филимоновская игрушка».
Письмо родителям воспитанников старшей группы
Уважаемые родители!
Дети вашей группы принимают участие в проекте.
•Прошу Вас помочь вашим детям в подборе информации о народной филимоновской игрушке;
•Дети будут рады любой познавательной и художественной литературе о филимоновской игрушке для свободного чтения;
•С удовольствием рассмотрят филимоновские свистульки, фотографии, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки ;
•Посетите с детьми библиотеку, слепите игрушку из солёного теста дома и распишите её.
С уважением воспитатель по изобразительной деятельности.
НОД «Роспись филимоновской игрушки».
Программное содержание:
1. Познакомить детей с народным промыслом – филимоновской игрушкой, с последовательностью и спецификой ее росписи.
2. Учить выполнять простые элементы филимоновской росписи – полоски, елочки и снежинки.
3. Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение, творческие способности.
4. Совершенствовать навык рисования кистью (всем ворсом и концом кисти).
5. Формировать у детей эстетический вкус.
6. Воспитывать интерес к народным промыслам, самостоятельность и аккуратность.
Материал для занятия:
Филимоновские игрушки, картинки с изображением филимоновских игрушек;
Слайды;
Краски гуашевые (красная, жёлтая, зелёная, кисти, баночки с водой, салфетки;
Стихотворение об игрушке.
Словарная работа:
филимоновская игрушка, филимоновская роспись,
мастерицы,
названия элементов росписи - полоски, елочки и снежинки.
Содержание занятия.
В: - Здравствуйте, ребята. Я очень люблю путешествовать.
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Ребята, там женщины ходят в красивых русских сарафанах и дарят веселые игрушки людям. Мне очень понравился костюм, я решила его надеть и показать вам. Хотите узнать, что же интересного я увидела в селе Филимоново. (ответы детей)
В деревне Филимоново живут мастерицы с добрым сердцем и умелыми руками. Они расписывают необыкновенные глиняные игрушки, которые так и называются – филимоновские. Я привезла фотографии игрушек, давайте посмотрим (показ слайдов).
Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему – то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Филимоновские игрушки яркие, солнечные, даже в холодный зимний день излучают тепло. (на последнем слайде)
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Все они – не простые игрушки, а свистульки, в них любят играть дети - свистеть. (показ)
Филимоновские игрушки знамениты на всю Россию, поэтому такие игрушки часто дарили и дарят в подарок.
Ребята, через несколько дней наступит праздник – день Матери. В этот день также принято дарить подарки. Хотели ли бы вы своим любимым мамам подарить вот такие расписные филимоновские игрушки (показываю два варианта плоскостных игрушек).
Дети: да, хотим.
В: очень хорошо! Но мне филимоновские мастерицы подарили только две расписанные игрушки, и мне нужно показать их и всем детям, но есть не расписанные игрушки (показ). Как же нам быть?
Дети дают свои варианты.
В: правильно ребята мы можем их расписать. Хотите, я научу вас рисовать простые элементы филимоновской росписи. Посмотрите, какие цвета используют мастерицы?
Дети: красный, желтый, зеленый
В: какие элементы росписи мы видим? (дети отвечают по показу – точки полоски, снежинки) сейчас я покажу вам, как правильно расписать игрушку – оленя. Мастерицы говорили мне, что игрушки надо расписывать сверху вниз (от рогов к копытам, каждой краской по очереди, (сначала выполняем все задуманные элементы краской одного цвета, промываем кисточку, затем прорисовываем все задуманные элементы краской другого цвета, затем третьего, от светлой к тёмной.
Показ приёмов рисования двухцветной снежинки, чередующихся полос, ёлочки.
Присаживайтесь за столы. Ребята, прежде чем вы приступите к росписи филимоновского оленя, давайте вспомним последовательность росписи. Кто запомнил, с чего начинают мастерицы роспись филимоновской игрушки? (ответы детей).
Дети приступают к росписи игрушки, воспитатель помогает затрудняющимся детям. Напоминает – об осанке, о правилах работы кистью, о необходимости выполнить работу аккуратно.
По окончании занятия все работы вывешиваются на стенд.
Воспитатель и дети любуются расписанными оленями.
Итог занятия:
- ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Как называются игрушки, которые вы расписывали?
- Что особенного в филимоновских игрушках
- Какого цвета краски вы использовали для росписи?
Игра «Найди филимоновскую игрушку».
Ребята, я предлагаю вам, из игрушек находящихся на столе, найти филимоновскую и объяснить свой выбор.
Ребята, вы сегодня своими руками сделали для мам такие замечательные и необычные подарки. Все игрушки получились яркими, солнечными, добрыми. Я думаю, что ваши мамы будут очень довольны, получив на праздник такие подарки. А теперь я хочу попрощаться с вами. Мне пора идти к другим детям, чтобы и их познакомить с народными филимоновскими игрушками. До свидания.