Юлия Глотова
ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
▼ Скачать + Заказать документы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Подготовила учитель-логопед
Глотова Ю. В.
В настоящее время реализуется комплекс мероприятий по разработке и внедрению в практику федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- УО, умственная отсталость. Материалы для занятий с детьми
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС в стандартах закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства. Принципиальное значение в данном контексте приобретает и то, что все стандарты ориентированы на федеральный государственный стандарт общего образования, имеют единую с ним нормативно-правовую базу, в чем также отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность разрабатываемого ФГОС.
Кроме того, хотя в структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции».
Два компонента, предусмотренные ФГОС
• «Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
• «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.
• Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
• Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися с обучающихся с ОВЗ компонентом жизненной компетенции.
Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.
Это, в свою очередь, воплощается в определении в Стандарте трех -четырех вариантов образовательной программы, которые предполагают увеличение удельного веса компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому при – соответственно - уменьшении удельного веса академического компонента, а также – в случае необходимости – пролонгирование календарных сроков обучения.
При этом:
- для всех вариантов образовательных программ обязательным является включение в их содержание специальной коррекционной работы, а также специальная организация среды и обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ОВЗ с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Кроме того, реализация второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ предполагает создание на основе Стандарта адаптированных образовательных Программ, которые при необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся. Соответственно, в разработанном Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ, а также рекомендации к осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно разработанному Стандарту и его Концепции отнесение ребенка к тому или иному варианту осваиваемой образовательной программы категорически не является зафиксированной раз и навсегда константой: напротив, предусматривается возможность перехода с одного варианта на другой – с учетом мнения родителей, педагогов и позиции психолого-медико-педагогической комиссии.
В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказом от 19.01.2015 № 1598 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и приказом от 19.01.2015 № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Указанные стандарты применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам осуществляется по ним до завершения обучения.
Согласно Приложению к приказу Министерства образования и науки РФ, утвержденному 19.12.2014 года № 1598 АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает в себя требования к:
1)структуре АООП НОО
2)условиям реализации АООП НОО
3)результатам освоения АООП НОО
Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
В основу Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы.
Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).
Организация обучения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями СФГОС
• Первый вариант (А). Данный вариант стандарта является цензовым и предусматривает инклюзивное образование.
• Инклюзия не может носить массовый характер, поскольку в условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть государственным образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися сверстниками.
• На протяжении года (не менее) ребёнок должен демонстрировать устойчивую положительную динамику в усвоении программного материала в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с нормальным психофизическим развитием.
• Например, этот вариант адресован обучающимся, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить ООП НОО совместно с нормально развивающимися сверстниками, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
• ООП НОО дополняется программой коррекционной работы.
Основные направления коррекционной работы:
• коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• коррекция нарушений устной и письменной речи.
• Программа КР может предусматривать вариативные формы специального сопровождения детей. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения.
• Коррекционную помощь оказывают: учитель-логопед, учитель-дефектолог, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог. При необходимости Программу КР может осуществлять специалист, работающий в иной образовательной организации.
• В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся направляется на обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению по варианту А или на перевод обучающегося на вариант В.
Второй вариант (В). Данный вариант также является цензовым. При этом учащиеся получают образование в специальных коррекционных школах или классах, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Например, период начального школьного обучения ребёнка с ТНР составляет 5 лет, а не 4 года.
Вариант Стандарта В предполагает создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого обучающегося с тяжелыми нарушениями речи и на этой основе решаются проблемы социальной интеграции обучающихся.
В результате освоения адаптированной образовательной Программы варианта В дети с речевыми нарушениями также получают в полном объёме знания и учебные навыки, предусмотренные Стандартом начального общего образования. Такая возможность обеспечивается организацией обучения по специальной (адаптированной) программе (I отделение, удлинением сроков обучения, включением ряда специальных учебных предметов, обогащением образовательно-воспитательного процесса обязательными индивидуальными и фронтальными логопедическими занятиями, направленными на коррекцию речевого нарушения, развитие речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей учащихся. Вся образовательная и воспитательная деятельность в рамках реализации варианта В построена так, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по развитию и коррекции нарушений речи детей, обеспечивающая тесную связь содержания образования с его развивающей направленностью.
Вариант В характеризуется усилением внимания к формированию полноценной «жизненной» компетенции, недостаточная сформированность которой обусловлена выраженными ограничениями коммуникативной функции речи. Специфика обучения в I отделении образовательной организации для детей с тяжелыми нарушениями речи обуславливает необходимость следующего:
• общеобразовательный курс включает в себя набор основных учебных предметов образовательной организации общего назначения и призван обеспечить соответствующий Стандартам общего образования начальной школы уровень знаний, умений, навыков и сведений об окружающем мире, его социальном, естественнонаучном устройстве, нравственных ценностях;
• в области методики эти предметы адаптируются и преобразуются, приобретая коррекционную направленность в связи с особенностями речевого и личностного развития учащихся на разных этапах обучения;
• особо выделяется образовательная область «Язык – знания о языке и языковая практика», которая включает в себя как специальные предметы («Произношение», «Развитие речи», так и общеобразовательные, адаптированные для учащихся с речевой патологией («Обучение грамоте», «Чтение», «Родной язык» и т. п.).
Коррекционная подготовка включает два раздела: «Коррекционные курсы» и «Индивидуальные логопедические занятия». «Коррекционные курсы» представлены уроками «Логопедическая ритмика». «Индивидуальные логопедические занятия» проводятся после уроков.
В учебном плане предусмотрено время для организации факультативов.
Часы, отведенные на «Обязательные занятия по выбору», могут быть использованы:
- для увеличения количества часов, отводимых на базовые предметы;
- для организации обучения по дополнительным предметам, по выбору образовательной организации;
- для организации подгрупповой работы по базовым предметам;
Особые образовательные потребности этой категории детей в целом являются сходными с приведенными выше для обучающихся по варианту Стандарта А. Контингент учащихся в образовательных организациях для детей с тяжелыми нарушениями речи не является постоянным по своему составу, так как он может пополняться за счет учеников, которые обучались по варианту Стандарта А и испытывают трудности, препятствующие дальнейшему обучению. У школьников, обучающихся по варианту Стандарта В, могут отмечаться случаи успешной компенсации недостатков в развитии, связанных с тяжелыми нарушениями речи. В этом случае они могут в соответствии со своими пожеланиями перейти на обучение по варианту Стандарта А.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией.
На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Вариант В может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Структура АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант В)
• Пояснительная записка;
• Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
• Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
• Учебный план (включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, соотношение частей дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет 80% и 20%, 70% и 30%, 60% и 40%);
• Программы отдельных учебных предметов;
• Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО;
• Программа коррекционной работы;
• Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся;
• Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• Программа внеурочной деятельности;
• Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями стандарта.
Третий вариант (С). Этот вариант ФГОС является нецензовым. Осваивая третий вариант, ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ. При этом образовательная среда организуется таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение особых потребностей каждого обучающегося.
Четвёртый вариант (D) является нецензовым (это индивидуальный уровень образования). Содержание образования при четвёртом варианте разрабатывается исключительно с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка.
Кто определяет вариант образовательной программы по СФГОС?
Определение варианта осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования ребёнка с ОВЗ.
При этом согласно части 3 статьи 44 родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК формы получения образования и формы обучения, организации, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией.
Таким образом, стандартизируются три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения : один из них является сопоставимым с уровнем основного и/или полного общего образования здоровых сверстников (вариант В, цензовый уровень, два других уровня (варианты С и D) – принципиально не сопоставимы с ним (нецензовые уровни).
Каждый стандартизируемый уровень образования должен обеспечить обучающемуся с ОВЗ не только адекватные его потенциалу академические знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей. Соответственно, в структуре образования для каждого уровня выделяются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования детей с ОВЗ.
I уровень (вариант В) школьного образования детей с ОВЗ – в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы, предполагая при этом удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ как в «академическом» компоненте, так и в области жизненной компетенции ребёнка.
II уровень (вариант С) школьного образования обучающихся с ОВЗ – не соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы, предусматривается значительное сокращение «академического» компонента и специфическое расширение компонента жизненной компетенции.
III уровень (вариант D) школьного образования детей с ОВЗ – является индивидуальным и не соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы. При этом «академический» компонент редуцируется здесь до полезных ребёнку элементов академических знаний, и максимально расширяется область развития его жизненной компетенции. Накопление доступных навыков коммуникации, социально бытовой адаптации готовит обучающегося с ОВЗ к, насколько возможно, активной жизни в семье и социуме. Приложения к стандарту обучающихся с ОВЗ разработаны с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в приложениях №1-8 к Стандарту. Данный стандарт будет применяться к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
Список источников:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19 декабря 2014 года, зарегистрирован 03.02.2015, регистрационный номер 35847.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года, зарегистрирован 03.02.2015, регистрационный номер 35847.
3. Фадина А. К. «Нормативно-правовое обеспечение получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
4. Четверикова Т. Ю «Проблемы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ»