Марина Желиба
Сценарий развлечения «Фестиваль народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В последние годы отмечается тенденция к снижению двигательной активности у дошкольников. Этому способствуют многие факторы. Криминогенная обстановка не позволяет оставлять детей на улице без присмотра, что нарушает формирование детского сообщества, вследствие чего не происходит естественной передачи игрового и двигательного опыта от поколения к поколению. Телевизор и компьютер также заменяют дошкольникам коммуникативную деятельность и игру. Чрезмерное увлечение родителей ранним интеллектуальным развитием ставится в ущерб физическому. Занятость родителей на работе препятствует совместной двигательной деятельности: всё меньше семей можно встретить на лыжне, катке, в парке и в лесу.
Публикация «Сценарий развлечения „Фестиваль народных игр“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Снижение двигательной активности не проходит для ребенка дошкольного возраста бесследно: ухудшается эмоциональный тонус, показатели сердечно – сосудистой, нервной и дыхательной систем, работоспособность и выносливость. По данным специалистов, за последние годы количество хронических заболеваний увеличилось в 4 – 6 раз. Поэтому работу по физическому воспитанию в условиях детского сада приобретает особое значение.
Физическое воспитание в детском саду направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и другое, овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
В нашем детском саду создана система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, включающие в себя физкультурные занятия в зале и на улице, утреннюю гимнастику, утренний бег, физминутки и спортивные игры, прогулки, самостоятельную двигательную активность, физкультурные досуги, досуги, праздники, дни здоровья и другое.
В последние годы в системе работы по физическому воспитанию, помимо традиционных форм работы, появилось несколько новых, которые тоже стали традиционными для нашего детского сада. Это «Фестиваль народных игр», «Эстафеты», «Походы».
Ставя перед собой задачи на летний период, опиралась на современные технологии, педагогический опыт развития и оздоровления детей, разработала проект «Фестиваль народных игр» включает в себя подвижные игры, в которых принимали участие дети старших групп.
Хотелось бы остановиться на этапах подготовки и проведения «Фестиваля народных игр» в нашем детском саду.
Цель проектной деятельности:
• Создание условий для инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении;
• Применение педагогами умений, знаний и навыков.
• Вызвать желание педагогов участвовать в творческой деятельности вместе с детьми.
• Средствами игровых физкультурных занятий на воздухе упражнений, подвижных игр укреплять здоровье дошкольников, доставить разнообразие впечатлений.
Задачи проекта:
1. Образовательное направление:
• Продолжать знакомить детей с играми разных народов;
• Удовлетворять природную двигательную потребность;
• Закреплять на практике знания и умения, освоенные на физкультурных занятиях;
• Повышать качество физкультурно – игровых занятий, проводимых на воздухе.
• Совершенствовать двигательные навыки, психофизические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость)
• Приобщать детей к народному творчеству, развивать ловкость, быстроту, выносливость.
2. Оздоровительное направление:
• Тренировать сердечно – сосудистую и дыхательную системы;
• Формировать основы здорового образа жизни;
• Способствовать сохранению и укреплению здоровья.
3. Воспитательное направление:
• Воспитывать уважение друг к другу, внимательное отношение к окружающим;
• Формировать эмоциональное положительное отношение друг к другу, чувство коллективизма;
• Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.
Особенностью проведения данного мероприятия является то, что в нём задействовано большое количество взрослых. Подготовка к проведению «Фестиваля народных игр» занимает 4 недели. Для координации усилий участников составляется план подготовки.
План подготовки «Фестиваля народных игр»
Место проведения – территория детского сада.
Дата проведения – 23 июня 2011 год.
Время проведения – 9.30 – 11.00
План подготовки «Фестиваля народных игр»
№ п/п Предварительная работа Ответственный за выполнение Месяц
1. Консультация для воспитателей по подготовке и проведению фестиваля Инструктор по физической культуре Май
2. Подготовка детей к фестивалю : ознакомление, повторение движений Инструктор по физической культуре Июнь
3. Изготовление костюмов Инструктор по физической культуре, воспитатели Июнь
4. Подготовка этапов к проведению фестиваля Инструктор по физической культуре, воспитатели групп Июнь
5. Инструкцию по проведению этапов фестиваля Инструктор по физической культуре Июнь
6. Инструкция воспитателей по технике безопасности Инструктор по физической культуре Июнь
Предварительная работа:
Проведение консультаций по подготовке «Фестиваля народных игр»
Инструктаж по технике безопасности;
Знакомство с этапами, инструкцией по их прохождению, способами страховки воспитанников.
Методы проекта:
Совместные игры;
Познавательные игровые занятия;
Участники проекта:
Дети старших групп;
Воспитатели групп;
Педагоги дополнительного образования – музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, хореограф.
Сроки реализации моего проекта – 1 месяц.
Этапы реализации проекта:
Этапы Сроки Содержание деятельности
I этап:
Подготовительный (установочный) 23 мая – 3 июня 2011 год 1. Написание сценария
2. Подбор игр для проведения фестиваля народных игр
3. Обсуждение сценария с педагогами.
4. Распределение ролей
5. Активизировать интерес детей к народным играм
6. Чтение литературы;
7. Обсудить характер и поступки каждого героя
8. Анализ состояния проблемы в теоретическом и практическом аспектах.
II этап:
Разработка проекта (основной этап) 04 июня – 11 июня 2011 года 1. Осуществление организационно – методической деятельности.
2. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.
3. Знакомить детей с традициями и играми разных народов
4. Продумывание атрибутов, инвентаря для проведения «Фестиваля народных игр»
5. Организация деятельности
6. Состаление плана мероприятия
III этап:
Выполнение проекта 12 июня – 20 июня 2011 года 1. Работа над проектом
2. Изготовление атрибутов и костюмов
3. Продолжать разучивать народные игры
4. Формирование участников проекта
5. Проведение народных игр
6. Чтение народных сказок
IV этап:
Заключительный (обобщающий) 21 июня – 23 июня 2011 года 1. Обобщение результатов реализации целей и задачей проекта
2. создание условий для проведения фестиваля
3. Подготовка инвентаря.
4. Подготовка оформления площадки.
5. трансляция результатов на уровне города.
Описание проекта:
Форма представления результатов инновационного проекта – мультимедийная презентация проекта.
Результатом проектной деятельности является проведение «Фестиваля народных игр»
Материалы необходимые для проекта:
1. Оборудование:
Фотоаппарат;
Цифровая камера;
Диск;
Компьютер;
Принтер.
2. Программное обеспечение:
Электронные таблицы;
Программа обработки изображения;
Программа для монтажа видеосъемки;
Веб – браузер;
Текстовые редакторы;
Мильтимедийные системы.
3. Материалы на печатной основе:
Елкина Н. В. “1000 загадок”.
Гришков В. И. «Детские народные игры»
Голомидова С. Е. «Физкультура. Нестандартные занятия»
Казина О. Б. «Весёлая физкультура для детей»
Также использовала литературу с интернета.
4. Интернет ресурсы:
Веб – адреса необходимые для проведения фестиваля.
Презентация проекта:
Сценарий. Фотографии.
Сценарий спортивного праздника "Фестиваль народных игр"
Программное содержание:
Образовательное направление:
• Продолжать знакомить детей с играми разных народов;
• Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость.
Оздоровительное направление:
• Тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
• Способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Воспитательное направление:
• Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
• Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.
Цели:
• приобщение детей к народному творчеству;
• привитие любви к народным традициям;
• расширение их представлений о культуре русского народа;
• развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Предварительная работа: знакомство с традициями, играми разных народов.
Музыкальный репертуар: танец “Русский перепляс” Русские наигрыши.
Оборудование:
• ворота с надписью “Фестиваль”;
• СД записи с фонограммой песен, танцев разных народов,
• костюмы скоморохов,
• Мячи большого диаметра
• Скакалка или канат.
• Костюмы для бабы и деда.
• Сарафаны и кокошники.
• Литература:
1. Елкина Н. В. “1000 загадок”.
2. Гришков В. И. «Детские народные игры»
3. Голомидова С. Е. «Физкультура. Нестандартные занятия»
4. Казина О. Б. «Весёлая физкультура для детей»
5. Также использовала литературу с интернета.
Ведущий:
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину.
Мы очень рады видеть всех вас на нашем Фестивале русских народных игр, на котором каждая группа представит свою страничку о народных играх.
Площадка празднично украшена, стоят ворота – с надписью фестиваль.
Ведущий:
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
Отворяют ворота,
Проходите, господа.
Участники проходят в ворота и становятся на свои места.
Под музыкальное сопровождение на площадку через ворота входят дети.
Входят два скомороха.
Ведущий:
Здравствуйте! Вы куда идете?
1 – ый скоморох: Мы идем на фестиваль народных игр.
2 – ой скоморох: А что это такое фестиваль?
Ведущая:
Мы сегодня с народом поиграем. Фестиваль народных игр. У каждого своя народа игра. Я сегодня приглашаю Вас всех поиграть. Интересно будет, повеселимся.
Я приглашаю всех встать в круг и взяться за руки.
Итак, начнё м мы с игры: «Золотые ворота»
1 – ый скоморох:
Вы ребята удалые,
Вы ребята озорные.
2 – ой скоморох:
На фестиваль мы всех зовём!
Входят баба с дедом, взявшись за руки.
Скоморохи уходят.
Баба:
Здравствуйте, а что это вы сегодня здесь собрались?
Ведущая:
Здравствуйте!
Дети тоже здороваются.
Ведущая:
У нас тут сегодня проходит фестиваль народных игр.
Дед:
Мы тоже хотим принять участие. Посмотрим, как вы играете, и поиграем вместе с вами.
Баба:
Мы желаем от души
Чтоб не знали сегодня усталости,
И доставили всем много радости!
Скоморохи выбегают на центр площадки.
1 – ый скоморох:
Эй, ребята, к нам сюда!
Веселей нас смотрите!
2 – ой скоморох:
Веселей, нас нет на свете!
Мы ребята скоморохи и не любим охи – вздохи!
Вместе скоморохи:
На балалайках мы играем,
Всех на праздник зазываем.
Горевать с тобой не будем.
А играть сейчас мы будем.
1 – ый скоморох называет игры.
Ведущая:
Подождите, подождите! Дети тоже могут назвать много игр.
Дети перечисляют игры, которые они знают.
2 – ой скоморох
И правда знаете много игр.
А мы хотим с вами поиграть в игру «Вышибалы»
Популярная, динамичная и азартная игра с мячом. Рассчитана на большое количество людей. Предъявляет серьезные требования к физической подготовке в плане выносливости.
Описание игры
Для игры требуется как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий.
Вышибалы встают примерно в 5-10 метров друг от друга (по договоренности, а водящий между ними.
Суть игры: попасть по водящему с помощью мяча (вышибить его).
Водящий может ловить мяч (свечки) до того, как тот удариться о землю.
Играть можно как на улице, так и в большом зале (например, в спортивном зале школы).
Правила игры для троих игроков
1. Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.
2. Водящий находится посередине вышибал.
3. Вышибалы стараются вышибить его.
4. Тот кто вышиб водящего - встает на его место, а бывший водящий становится вышибалой.
5. Пойманная свечка используется как дополнительная жизнь (необходимо попасть еще раз, чтобы снять свечку).
Правила игры при количестве игроков больше трех
1. Игроки делятся на две команды: вышибающих и водящих.
2. Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.
3. Команда водящих находится посередине вышибал.
4. Вышибалы стараются вышибить водящих с помощью мяча.
5. Выбитый выходит и ждет окончания игры или пока ему не отдадут свечку.
6. Поймавший свечку может вернуть обратно одного из ранее выбитых.
7. Когда остается последний водящий - он должен увернуться от меча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все с начала. Иначе команды меняются местами.
1 – ый скоморох:
Я тоже знаю игру в которую хочу с вами поиграть.
Подвижная игра «Круговые пятнашки»
Участники игры встают по кругу, каждый свое место отмечает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот оставляет свое место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занимает его место. Свободный кружок может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Он догоняет игрока, выбежавшего из круга.
Правила
1. Бегать через круг не разрешается.
2. Игроку, убегающему от пятнашки, можно пробегать не более одного круга.
3. Если пятнашка осалил убегающего, то они меняются местами.
Указания к проведению
В игре дети должны быть очень внимательными, если играющий зазевается, подведет товарища. Дети по кругу стоят на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. Пятнашку можно заменить, если он пробежал два круга, не запятнал и не занял свободное место.
Игра пройдет весело и интересно, если убегающие будут быстро меняться местами.
Баба: Эй, молодцы и девицы а поиграть еще хотите!
Дети отвечают.
Баба проводит подвижные игры:
Игра «Горелки»
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
«Гоpи, гоpи ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подолее,
Гляди в поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды гоpят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»
После последних слов дети, стоящие в последней паpе, бегут с двух стоpон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игpоки успели взять дpуг дpуга за pуки, пpежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впеpеди пеpвой паpы, а гоpелка вновь гоpит.
Игpа повтоpяется.
Если гоpелке удается запятнать одного из бегущих в паpе, то он встает с ним впеpеди всей колонны, а тот, кто остался без паpы, гоpит.
Пpавила игp ы:
Гоpелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игpоков сpазу же, как только они пpобегут мимо него.
Вороны и воробьи
Одна команда – Вороны, другая – Воробьи. На краю зала (площадки) Вороны стоят в шеренге спиной к Воробьям, которые по команде преподавателя выполняют приседы (на носках, на всей ступне; руки – на поясе, вперед, в стороны) и прыжки в приседе. Вороны включаются в игру по команде «Вороны!» (можно подать сигнал громко каркнув). Они поворачиваются кругом и стараются коснуться рукой (осалить) улетающих Воробьев. Разрешается салить только до определенной «границы» - заранее провести черту (Воробьи прячутся, например, под крышу дома). Осаленные игроки выбывают из игры. Позже команды могут поменяться ролями.
Ведущая: А сейчас немного отдохнём. Кто любит отгадывать загадки?
Скоморохи:
Мы любим и отгадывать и загадывать. Мы знаем много загадок.
1 – ый скоморох: (обращается ко второму)
Давай загадаем участникам загадки и посмотрим смогут ли они их отгадать.
Загадки.
1 – ый скоморох:
Растет в поле решето,
Черных зернышек полно.
(Подсолнух)
2 – ой скоморох:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)
1 – ый скоморох:
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор….
(Айболит)
2 – ой скоморох:
Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
(Теремок)
1 – ый скоморох:
Не портной, а всю жизнь С иголками ходит. (Ежик)
2 - ой скоморох:
Солнце печет, липа цветет, Бабочки летают. Когда это бывает? (Летом)
Ведущая:
Мы время свое проведем здесь чудесно, Как дети играют смотреть интересно.
Дед: Я тоже хочу поиграть с вами. Я подготовил игры для вас.
Обыкновенные жмурки
Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: «Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне» .— «Что в квашне?» — «Квас».— «Лови мышей, а не нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила
1. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
2. Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.
3. Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.
4. Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.
5. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.
Указания к проведению
Игру можно проводить как в комнате, так и на участке. Граница игровой площадки должна быть точно определена, и выходить за нее участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».
Дети должны бегать неслышно около жмурки. Смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и так же неслышно убежать; могут за спиной у жмурки произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»
Удочка
Веселая детская игра со скакалкой или канатом на выносливость и координацию движений. В нее можно играть очень большой группой
Описание игры
Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.
Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
Правила игры
1. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
2. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
3. Тот, кто заденет скакалку становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.
Примечания
Из дополнительных предметов вам понадобится скакалка (можно также использовать веревочку, на конце которой привязан мешочек с песком).
Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер - задевший веревку игрок выбывает из игры. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которые не задели веревочки.
1 – ый скоморох говорит второму:
может, мы с тобой сразимся, узнаем, кто сильнее ты или я? А вы ребята, потом сами сможете поиграть в эту игру на участке.
2 – ой скоморох: Поиграем в русскую народную игру “Петушиные бои”
На земле нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.
Ведущий:
Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день.
На празднике нашем не скучают ребята,
Выходите, посмелей.
И для вас одна игра,
Вам понравится она!
Хороводная игра: «Потому что лето»
Ведущий: Приглашаем, Вас, гости – боярыни, и вас, дорогие участники на русскую народную пляску.
Хореограф:
Все смотрите на меня и делайте как я!
Выходит хореограф в сарафане, становится в центр круга и показывает движения.
Музыкальная пауза: «Русский пляс»
Ведущая:
Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Дед:
Говорим вам: “До свиданья!
Баба:
До приятных, новых встреч!”
1 – ый Скоморох:
Тут и фестивалю нашему конец,
2 – ой скоморох:
Кто играл, тот молодец!
Скоморохи вручают детям сладкие призы и прощаются с участниками.