Татьяна Уфимцева
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования.
С утверждением данного стандарта автоматически утратили силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации :
Публикация «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» размещена в разделах
• от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299);
• от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный № 22303).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года. Законом «Об образовании в РФ» определено, что система образования выстраивается с учетом федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня, поэтому обратимся к определению понятия «стандарт».
Общее понятие стандарта трактуется как комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования (ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных образовательных организаций (ДОО, специалистов системы образования, семей.
В стандарте сформулированы следующие цели:
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
• сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт устанавливает три основных требования, обязательных при реализации образовательной программы ДОО :
1) требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
2) требования к условиям реализации программы дошкольного образования, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и предметно-пространственной среде;
3) требования к результатам освоения программы дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» отмечается, что каждая дошкольная образовательная организация имеет свою основную образовательную программу, которая разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии со стандартом и с учетом примерных программ.
Примерные образовательные программы, как и раньше, разрабатываются авторами (научными коллективами). Раньше их называли «комплексные программы». Это, например, программы «Радуга», «Детство», «Истоки», «От рождения до школы», «Успех», «Диалог» и многие другие. Авторы и авторские коллективы приводят их в соответствие с ФГОС. А затем после прохождения экспертизы они включаются в реестр Минобрнауки России.
Содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы (образовательные области) :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
Далее для каждого возрастного периода перечисляются виды детской деятельности:
• в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
• раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
• для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) – игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В этом разделе даны рекомендации к структуре программы, которая состоит из трех основных разделов:
• целевого;
• содержательного;
• организационного.
В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части (обязательная – 60 %, формируемая – 40 %) являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта.
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» сформулированы требования, обеспечивающие реализацию образовательной программы :
• требования к психолого-педагогическим условиям;
• развивающей предметно-пространственной среде;
• кадровым условиям;
• материально-техническим условиям;
• финансовым.
В раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» включены целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Важно отметить следующее: законодательная основа деятельности дошкольной организации в современных условиях заключается в том, что:
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
к целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые описаны для младенческого и раннего возраста и этапа завершения дошкольного образования;
целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.