Наталья Жаркова
Фанкластик — первые шаги к робототехнике, новое слово в конструировании с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Н. Жаркова,
воспитатель
МАДОУ детский сад №25, г. Тавда
Фанкластик – первые шаги к робототехнике, новое слово в конструировании с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Публикация «Фанкластик — первые шаги к робототехнике, новое слово в конструировании с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельности вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогами в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Детский конструктор Фанкластик – новая уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов, которая открывает для педагогов и воспитанников безграничные возможности для развития творчества и не только в конструировании, но и является отличной базой на пути к первым шагам в робототехнике.
Цель: Развивать познавательную активность, формировать предпосылки инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством внедрения технологии трёхмерного моделирования на основе конструктора «Фанкластик».
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать память, внимание, линейное, структурное, техническое и инженерное мышление;
2. Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение;
3. Развивать навыки работы в команде, объединенной решением общей задачи;
4. Формировать умения работать со схемами и инструкциями;
5. Формировать мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация, обобщение;
6. Формировать практические навыки, включающее умение работать с деталями конструктора, комбинируя их между собой;
7. Формировать моторные навыки и пространственные представления;
Формы и методы работы:
В нашей группе мы используем конструктор Фанкластик в самостоятельной игровой и образовательной деятельности с детьми.
На первом этапе работы необходимо было научить детей способам конструирования из деталей Фанкластик, и эту работу разделила на два этапа: подготовительный и основной.
Подготовительным этапом стало знакомство с составляющими деталями «Фанкластика» : это бруски и пластины, имеющие характерные элементы уголки, скобки, квадраты, кресты или выступы вместо них. Дети узнали, что пластины и бруски бывают разного размера, и имеют соединения в виде квадратного паза и круглого или крестообразного шипа. Что основные детали конструктора могут соединяться между собой тремя основными способами: «плоскость - плоскость», «торец - плоскость», «торец – торец».
В старшем дошкольном возрасте приоритет отдаётся конструированию по схемам и замыслу детей. Для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание строить несложные конструкции по схемам к нам в группу приходил Лего-человечек из страны «Легомания». Он рассказал детям, что любит путешествовать на своём Леголёте. Но однажды его Леголёт попал в ураган и разбился. Лего – человечек попросил помочь собрать его Леголёт, чтобы он смог вернуться обратно. За то, что дети помогли ему, Лего - человечек научил их строить из Фанкластика различные поделки. Вместе с Лего - человечком дети строили роботов, живущих в стране «Легомания», дома, деревья, животных, транспорт и светофоры для улиц.
На основном этапе работы с конструктором Фанкластик, главной задачей являлось внедрение данного конструктора в образовательную деятельность: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений, используем конструктор Фанкластик, применяя игры: «Продолжи ряд», «Собери цифру», «Графический диктант», «Построй лесенку». В игре «Продолжи ряд» выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Объясняю детям, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем самостоятельно выполняют задание. В ознакомлении детей с графическим обозначением цифр, предлагаем построить цифру, а потом запомнить её название. Эту игру часто соединяем с игрой «Построй лесенку», после того, как дети соберут цифру, предлагаем им построить лесенку из того количества деталей, которое обозначает цифра. Графический диктант выполняем при помощи квадратных пластин, которые заменяют клетки в тетради. На стол кладётся маленький круг – точка, от которой начинается выкладывание «квадратов – клеток», дети выполняют задания на слух, выкладывая детали в том или ином направлении. В конце игры дети сравнивают свои графические рисунки с образцом.
В речевом развитии используем Фанкластик на занятиях по обучению грамоте. Применяем такие игры как: «Собери букву», «Собери слог» «Собери слово».
Через игру «Собери букву» закрепляем графический образ букв, развиваем внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук. Из деталей конструктора «Фанкластик» дети создают графический образ пройденных букв (можно по схемам, а можно проявить творчество). Разноцветность деталей Фанкластика позволяет создавать буквы по цвету: красные - гласные, синие и зеленые - согласные твердые и мягкие. Собирать эти буквы в слоги, а затем в слова. Эти игры позволяют детям не только запоминать название и графическое обозначение букв, но и способствуют обучению чтению.
В художественно – эстетическом развитии используем конструктор Фанкластик, читая детям сказки, а потом выполняя их пересказ. Так, например, после прочтения сказки «Волшебник изумрудного города», предложили детям построить город, создать героев из конструктора, а потом вспомнить и рассказать о каждом из них. Железного Дровосека и Страшилу дети, конструировали по схеме роботов из страны «Легомания, пса Тотошку и Трусливого Льва по схеме собачки, а девочку Элли по примеру Лего-человечка. Детали частей тела и одежды дети придумывали сами в процессе творчества.
Результаты работы показали развитие у детей аналитических и творческих способностей, дети научились мыслить самостоятельно.
Считаю, что целенаправленное систематическое использование в работе с детьми дошкольного возраста конструктора «Фанкластик» играет большую роль при подготовке не только к учебной деятельности, но и возможность сделать первые шаги в любимом деле : художественное мастерство, инженерия, конструирование, дизайн, моделирование.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Лыкова, И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. — М. : ИД «Цветной мир, 2017. — 200 с. 2-е изд-е, перераб. и доп.
3. Лыкова, И. А. Система методов художественно-эстетического развития детей: навигатор для воспитателей детского сада и педагогов дополнительного образования // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». — 2017. — №10. — С. 38–48.