Валентина Викторовна Маклагина
Факультативный курс «Мир — прекрасное творение»
▼ Скачать
Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития дошкольника. Оно теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка.
Именно в дошкольном возрасте формируются начала нравственного сознания и личности дошкольника.
Считаю необходимым сформировать у детей «нравственную шкалу отношений», с помощью которой каждый ребенок сможет самостоятельно «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла. И не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Публикация «Факультативный курс „Мир — прекрасное творение“» размещена в разделах
Для реализации поставленной цели веду факультативный курс «Мир – прекрасное творенье». Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста 3-4 лет. Мной была разработана план – программа дополнительной (бесплатной) образовательной услуги в рамках совместной с педагогом деятельности.
Цель реализации программы:
- формирование нравственного сознания и поведения;
- развитие нравственных переживаний и чувств.
Основные задачи:
Обучающие:
- начать раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его Создателе;
- ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа;
- дать первоначальные представления о православном храме, ознакомить детей с правилами поведения в храме;
- продолжать знакомить с русским народным песенным творчеством;
- развивать и расширять понимание смысла народных пословиц; и т. д.
Воспитательные:
- воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу;
- учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру;
- воспитывать терпеливость и организованность; чувства красивого и возвышенного, чувство благоговейного отношения к святыням;
- способствовать стремлению детей к подражанию святому в добродетелях послушания родителям, смирении, любви к Богу, людям и Родине;
- воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным; и т. д.
Развивающие:
- способствовать развитию у детей образного восприятия, чувства красивого и возвышенного;
- содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства;
- развивать навыки совместной работы, учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно;
- содействовать развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени;
- развивать у детей умение уступать, договариваться, ладить с другими детьми и со взрослыми; и т. д.
Важными принципами при проведении данных занятий определяю:
- личностно-ориентированное общение и обучение;
- занимательность подачи материала;
- тематическое планирование с учетом народного и православного календаря;
- последовательность и постепенное усложнение материала;
- включение детей в творческую деятельность (речевую, двигательную, игровую, музыкальную, художественную, театрализованную).
Задача формирования нравственного сознания и поведения реализуется и интегрируется со всеми образовательными областями, особенно: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное творчество».
Основные методы формирования нравственного сознания и поведения
детей младшего дошкольного возраста:
• Разнообразные формы работы с книгой: чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, младшим детям, сверстникам, заботы о животных.
• Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций (на усвоение опыта культурного поведения и доброжелательного отношения).
• Инсценировки с игрушками, атрибутами, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.
• Общение и совместная деятельность с педагогом как средство установления доверия, обогащение социальных представлений и опыта взаимодействия.
• Наблюдения за действиями и отношениями взрослых в детском саду. Организация и проведение совместных мероприятий с родителями:
- спортивные праздники и развлечения («С папой весело шагать!», «Веселые старты» и др.);
- творческие мастерские («До свиданья, Осень!», «Ко Дню Матери» и др.)
- выставки совместных работ по изобразительной деятельности и ручному труду («Русский сувенир», «Как мы маме помогаем!», «Храмы России», «Книгоиздательство» и др.).
• Игры: игры-имитации, хороводные («Каравай», «Арина» и др., подвижные («Кошка», «Перелет птиц» и др., театрализованные, пальчиковые («Колпачок», «Гули-гули» и др., коммуникативные («Разминка для общения», «Игры – приветствия «Здравствуй» (пожелания здоровья) и др., речевые – для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
• Рассматривание картинок, иллюстраций (о днях творения; с изображениями храмов, икон; к сказкам и др.) , видео записей («Бог – Творец мира, в котором мы живем», «Свои плоды приносит осень», «Свет Вифлеемской звезды», «Птички Божии», «Светлый праздник Пасхи» и др., мультимедийных презентаций («Рождество Христово», «Прощенное Воскресенье», «День Святой Троицы» и др.)
• Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения не только ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, воспитатель, но и умением проявить добрые чувства и эмоциональную отзывчивость.
Большое внимание на занятиях (с учетом возрастных особенностей детей 3- 4 лет) уделяю театрализованной деятельности.
В работе использую:
- модели по сказкам;
- речевой материал для проговаривания, обыгрывания (потешки, считалки, скороговорки, диалоги, песенки);
- психогимнастику, которая помогала войти детям в образ того или иного персонажа;
- различные виды театров:
театр мелкой игрушки;
театр на фланелеграфе;
театр с использованием различных масок;
пальчиковый театр;
театр ростовых кукол.
Программа рассчитана на 1 год обучения, предполагает проведение
одного занятия в неделю во вторую половину дня. Общее
количество учебных занятий в год – 31.
Продолжительность занятия: 15 мин – младший возраст.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в мае.
Для реализации образовательного процесса необходимо учебно-методическое оснащение специальной литературой, материально-технические условия.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- текстовой материал для проведения занятий, бесед, консультаций
для родителей;
- фото и видеоматериалы для показа;
- технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, диски, кассеты;
- детские музыкальные инструменты;
- различные атрибуты к занятиям;
- театральные костюмы;
- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.
Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
• Л. П. Гладких. Мир – прекрасное творение. – Курск, 2008.
• О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Детство-Пресс, 1998.
• Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб. : Детство-Пресс, 1998.
Использование современных методических пособий позволяет мне использовать в педагогическом процессе творческий подход и современные технологии:
- интегрированного обучения,
- индивидуализации воспитательно-образовательной работы,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
На занятиях считаю важным предусматривать логическую стройность занятия, сюжетную основу, включение проблемно-игровых ситуаций, творческие задания.
Приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Систематическое использование всех видов фольклора (сказки, потешки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, игры, частушки и. д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Знакомство детей с народными промыслами, декоративной росписью, русскими сувенирами и игрушками. Талант русского народа, пленяя душу гармонией и ритмом, увлекает детей национальным декоративно-прикладным и изобразительным искусством.
Огромное значение придаю созданию благоприятной обстановке на занятиях, в связи с чем использую демократический стиль общения, предоставляю возможность каждому ребенку высказать свое мнение, проявить самостоятельность и активность.
В процессе работы считаю разумным организовать рациональный двигательный режим, предупредить детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Заповеди Божии – это высшие духовно-нравственные законы, данные нам в Новом Завете, законы по которым живут многие люди, законы, по которым жила Русь-Россия, по которым жили все поколения наших предков после Крещения.
Поэтому так важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте не только познакомились с этими заповедями, но и по возможности жили по ним - насколько это доступно ребенку.
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
В. А. Сухомлинский.
Результатом содержательной и системной работы с детьми 3 – 4 лет является:
• Доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к педагогам.
• Умение проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных.
• Умение выполнять элементарные правила культуры (поведения, речи, общения, внешнего вида) в семье и детском саду.
• Освоение детьми способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В группе сложился хороший микроклимат, дети могут самостоятельно организовать игру, развить сюжет, проявить творчество, действовать в соответствии с ролью, контролировать правила игры и действия партнеров по играм.