Инна Вусова
Факторы, влияющие на развитие личности
▼ Скачать + Заказать документы
Факторы, влияющие на развитие личности.
В этой статье я хотела бы обсудить актуальную на сегодняшний день тему: «Что же, все-таки, является более важным в развитии личности : семья, среда, в которой воспитывается ребенок или же, в развитии важнейшую роль играет генетика?»
Публикация «Факторы, влияющие на развитие личности» размещена в разделах
Все мы знаем, что формирование личности начинается с момента рождения человека. Еще будучи в грудном возрасте, ребенок уже проявляет положительные эмоции, находясь рядом с родными людьми. Любовь он получает вместе с молоком матери. Малыш впитывает в себя, как губка, все происходящее, он подражает взрослым, тем самым перенимая их стиль общения, и в будущем обычно, сохраняет в своих отношениях с людьми модель поведения своих родителей.
Семья несет огромную ответственность за воспитание ребенка, за то, как будет сформирована его личность. Если семья является дружной, с любящими родителями и родственниками, то, конечно же, это положительно скажется на его воспитании и на его отношении к окружающему миру.
С другой стороны, если ребенок воспитывается в неполной семье, растет без отца, то маме приходится больше работать, она уделяет гораздо меньше времени своему малышу, соответственно, ребенок идет в детский сад, и здесь уже, на развитие личности огромное влияние оказывает среда.
Конечно же, в детском саду проводится огромная работа по воспитанию детей, к воспитателю предъявляются огромные требования, за их работой следят множество организаций, но в обыкновенных массовых садах, чисто физически, не имеется возможность проявить к каждому ребенку индивидуальный подход. Какой бы не был компетентный воспитатель, он не волшебник, и сформировать из определенных детей личность, он просто не в силах.
Рассмотрим другой вариант: у ребенка отличные родители, великолепный детский сад, но из него вырастает безвольная, инфантильная, а, то и наглая личность. Давайте разберемся, может родители его так сильно баловали и ублажали, что у ребенка эгоизм стал зашкаливать. В народе говорят: «залюбили». Не зря существует золотая середина, есть правило равновесия. Если же, перегибать палку, в какую - либо сторону, в том числе и в сторону чрезмерной любви, то это чревато плохими последствиями.
Личностью человек становится не в один момент, но уже с детства вырисовываются задатки характера. Когда же, ребенок начинает оценивать свои поступки, о нем уже многое можно будет узнать: будет ли это зрелая личность или человек будет лентяем, который не любит учиться и стремиться к знаниям. В принципе, уже с детских лет видно, какие наклонности у ребенка, будь это любовь к искусству или к, есть ли у ребенка слух и голос или ему больше нравится спорт.
Так мы плавно подошли к еще одному очень существенному фактору, влияющему на развитие личности – генетике.
Все мы знаем, что на свете нет ни одного человека, у которого бы был одинаковый набор генов. Все люди рождаются разными, и у каждого человека при рождении имеется свой набор генов, так что темперамент человека уже определен с рождения. У каждого человека есть свои врожденные и приобретенные особенности психики.
В принципе, наследственность оказывает более сильное влияние на формирование характера ребенка, чем воспитание: стремление к лидерству, социальная активность, уязвимость к стрессам, самоуглубленность, отчужденность, обидчивость, оптимизм и жизнерадостность,тенденция избегать неприятностей и риска, агрессивность, стремление к успеху, самоконтроль, потребность в общении - все это, в первую очередь определяется генами. К большому сожалению, у родителей алкоголиков, дети рождаются с врожденным геном алкоголизма, очень много заболеваний носит генетический характер, но есть надеж да, что современная медицина не стоит на месте, что все-таки найдутся способы и средства победить, казалось бы, не излечимые болезни.
Таким образом, можно сделать вывод: в идеале, высоконравственная личность рождается при благоприятном стечении обстоятельств: хорошая наследственность, замечательная семья и достойная среда, но, все мы, конечно, понимаем, что это явление исключительно редкое.
Поэтому, человек, имея не очень хорошую генетику, но воспитываясь в любящей семье (допустим, в приемной) и в достойной среде, может сублимировать свои отрицательные наклонности и заняться различными видами конструктивной и востребованной деятельности.
Однако, всем нам необходимо понять, что дети – это самые многогранные и непредсказуемые существа в мире. Можно сколько угодно копаться в генетических особенностях человека, бороться с ними, примеряя на себя и детей, различные отрицательные и положительные образы родителей и предков, хранящиеся в глубине нашего подсознания, а можно взять и попытаться «забросить» гены в старый и «примерить» на себя новые образы. Все же, альтернативных путей для развития личности очень много, главное не «ставить на себе и своих детях крест», и не думать, что если гены «плохие», значит, жизнь не удалась. Очень важно, что бы человек в определенном возрасте взял на себя ответственность, и тогда он сам и только сам, воспитает в себе высокодуховную личность.