Юлия Гладкова
Если педагог-психолог рекомендует обратиться к невропатологу или психиатру, что делать родителям?
Совет педагога-психолога обратиться с ребёнком к детскому психиатру воспринимается многими родителями как личное оскорбление. Этому обстоятельству есть несколько объяснений.
В нашей культуре до сих пор психические расстройства ассоциируются с чем-то «неприличным», считается, что в нормальной семье не рождается ребёнок, страдающий психическим заболеванием, поэтому родителей долгие годы может преследовать чувство вины и собственной несостоятельности. Это явление называют стигматизацией («стигматизация» - негативное социальное последствие диагноза психической болезни, связанное со сложившимся в обществе стереотипом воспринимать ее как постыдную, отторгающую, дискриминирующую).
Публикация «Если педагог-психолог рекомендует обратиться к невропатологу или психиатру, что делать родителям?» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Могу со всей ответственностью утверждать, что психические расстройства у детей встречаются в самых разных семьях и причин возникновения таких расстройств множество, некоторые из них всё ещё неизвестны науке.
Конечно, мама видит своего ребёнка каждый день 24/7, она знает особенности его поведения: как говорит, как играет, сердится, общается, что умеет, как ест и т. д. Внимательно слушая маму, врач может подсказать, адекватно ли ребенок развивается, согласно своему возрасту, может увидеть тревожный симптом.
Что такое — тревожные симптомы?
Ребёнка стоит показать психиатру, если
малыш до года
— засматривается на отдельные предметы (например, тени на потолке, но при этом не реагирует на голос матери, яркие игрушки,
— избегает телесного контакта, проявляет недовольство, если мать берёт его на руки, может подолгу тихо лежать в мокрых пелёнках,
— проявляет сильное беспокойство при изменении внешнего вида матери (новая одежда или причёска).
Малыш от года до трёх
— соглашается есть только жидкую пищу, ест один-два знакомых продукта, от остального – отказывается,
— у ребёнка появляются стереотипные движения – постоянное кручение верёвочек, раскачивание; при этом попытки отвлечь не помогают и вызывают гнев ребёнка,
— у ребёнка вызывает панику изменение маршрута прогулок, ребёнок выстраивает игрушки в определённом порядке,
— не развивается сюжетная игра, малыш проводит с игрушками только самые простые манипуляции – постукивание, потряхивание, удары предметом о предмет,
— происходит регресс — ребёнок утрачивает навыки, которые уже освоил,
— ребёнок не испытывает интереса к людям, дома сам бесцельно бродит с игрушками, на детской площадке всегда дерётся с другими детьми или пытается уйти,
— есть внезапные приступы возбуждения (с криком, бегом, падениями на пол, стремлением ударить кого-то или удариться, например, об стену, которые неожиданно начинаются и заканчиваются,
— при попытке постричь ногти или волосы у ребёнка начинается паника и истерика,
— регулярно нарушен сон – ребёнок бодрствует ночью, но потом сонный днём.
Перечисленные симптомы являются основанием для начала наблюдений. Конкретный диагноз выставляется ребёнку позже в зависимости от клинической картины и особенностей дальнейшего развития.
Чем невролог отличается от психиатра
По протоколам российской системы медпомощи, до октября 2019 года ребёнком с отставанием в развитии до 3-х лет занимается невролог, и только после этого возраста – психиатр. Но не редки и случаи, когда раннее (до трех лет) вмешательство психиатра было бы благом.
Например, детьми с аутизмом должны заниматься несколько специалистов как медицинского, так и педагогического профиля – например, ABA-терапевт.
Невролог может такому ребёнку назначать корректирующую терапию, а поведенческими особенностями должны заниматься психиатры. Различаются и препараты: невролог может выписать ноотропы, но назначение корректоров поведения – это прерогатива психиатров.
Лично я часто направляю своих маленьких пациентов к психиатру, и, по-моему, не без пользы для них. Но обязательных алгоритмов или списка врачей, которых маме с особенным ребёнком невролог обязательно рекомендует пройти, сейчас нет.
К тому же, есть и не всегда осознанное сопротивление родителей, которые, с одной стороны, беспокоятся, а с другой, сопротивляются возможному психиатрическому диагнозу. Фраза: «Вам нужно обратиться к психиатру», — часто воспринимается мамой в штыки. И даже на объяснения о том, что «у ребёнка есть поведенческие отклонения, которые требуют коррекции», — мамы часто отвечают недоверием, промедлением.
Согласно ныне действующему закону, для обращения к психиатру достаточно согласия одного из родителей ребёнка. Однако, если этого согласия не будет, или если второй родитель будет против и родители не придут к соглашению, ребёнок рискует остаться без врачебной помощи до тех пор, пока вырастет и не сможет сам обратиться за помощью (с 15 лет, либо не станет опасен для себя и окружающих (недобровольная госпитализация).
Пациенты психиатров и неврологов частично пересекаются, но есть ряд диагнозов, идти с которыми надо в первую очередь именно к психиатру, — нарушение поведения, ранний детский аутизм или РАС, умственная отсталость, депрессии, самоповреждающее поведение, шизофрения.
Родители – партнёры и союзники врача-психиатра.
Только родители
— могут привести ребёнка на лечение,
— согласится с тактикой лечения,
— продолжат лечение дома,
— обеспечат врачебную преемственность. То есть, приходя к другому врачу, расскажут, какое лечение ребёнок получал, или к тому же лечащему врачу через полгода, — о том, что за это время с ребёнком происходило, и что могли видеть только они».