ольга ивлиева
Единство воспитательных требований педагогов и родителей. Опыт работы, рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
Публикация «Единство воспитательных требований педагогов и родителей, Опыт работы, рекомендации» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- единым объектом (субъектом) воспитания;
-общими целями и задачами воспитания детей;
-возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;
- необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
- возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Существуют три формы взаимодействия педагогов и родителей (на слайде)
(индивидуальны, коллективные, групповые)
Групповые :
родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы
Коллективные: взаимодействие с родительским комитетом, взаимодействие с творческими группами, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, консультации, клубы, «Дни открытых дверей», коллективные творческие дела с учителями класса
Индивидуальные: беседа, посещение на дому, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, переписка, телефонный разговор
Соучастие педагогов и родителей просто необходимо. Я составила небольшую памятку и для родителей, и для педагогов
Родителям :
. обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
. научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
• никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
• создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение стадиона, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.)
• верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Учитель :
должен иметь высокую психологическую культуру;
привлекать к сотрудничеству родителей;
развивать в себе стремление к равной позиции с родителями;
подчеркивать значение родителей в воспитательном процессе;
показывать родителям уважение по отношению к его ребенку;
повышать грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья; формирование навыков здорового образа жизни в семье
Какие же рекомендации можно предложить по правилам взаимодействия и способам установления контактов с семьей?
1 рекомендация – правило :
- В основе работы учреждения и педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга
2 рекомендация
Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учреждения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
3 рекомендация :
Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании. Вот те из немногих рекомендаций, которые хочется посоветовать педагогам.
Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями ребёнка после посещения ими удачно проведённого праздника, участия в семейн6ом досуге. Как правило, у мам и пап возрастает интерес к школьной жизни ребёнка, а обучение с учителем приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах.
Это может быть изготовление коллективных семейных стенгазет и альбомов, пошив игрушек, участие в школьных индивидуальных проектах и другое. Очень хорошо привлечь родителей к совместному труду с детьми. Всё это формирует у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества.
В век информационных технологий очень важно идти в ногу со временем. Поэтому на первый план выходит такое понятие как «виртуальная коммуникация». В свою очередь, общество становится сетевым. В таком обществе вовлеченность в сети становится необходимым условием существования людей: если человек не в сети, то он, как правило, исключен из общественной жизни.
В современном мире виртуальная коммуникация находит свое место и в системе образования. Под виртуальным взаимодействием в образовательной среде мы будем понимать дополненное возможностями современных компьютерных и интернет-технологий взаимодействие между родителями и педагогами.
Современные технологии помогают своевременно донести необходимую информацию до родителей. На практике мне такая форма помогает в работе с неуспешными детьми. Постоянно вызывать родителей в школу для бесед не будешь. А такие дети требуют усиленного контроля. Общение с родителями по телефону, посредством переписки помогает в корректировке успеваемости, поведения ребенка.
Конечно же, в использовании мессенджеров есть и минусы: ночные СМС, звонки в неурочный час…- всем знакомые и понятные, но если работа с родителями ведется в системе, переходит на уровень взаимо - (доверия, понимания, уважения, то эти раздражающие неудобства исчезнут.
Создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями может стать для педагога дополнительным источником получения информации от родителей, а также эффективным способом общения с другими педагогами и родителями.
Данный способ взаимодействия является многосторонним, поскольку родители не только могут видеть комментарии, фотографии, видео, которые размещает учреждение, но и сами родители могут комментировать, делиться мнением друг с другом. К преимуществам общения в соцсетях можно отнести: доступность просмотра информации всем участникам группы; возможность вести обсуждения, дискуссии; доступ в любое время суток; возможность выкладывания видео и фото; оперативность. Также родитель видит, что если группа активна, уровень доверия к учреждению, классному руководителю возрастает.
Несомненным достоинством данного взаимодействия будет являться экономия времени родителей учащихся, что поможет им быть «достаточно информированными» о жизни детей в условиях тотальной занятости. Важно то, что подобное общение между педагогом и родителем не должно носить формальный характер, а должно быть направлено на положительное взаимодействие и в интересах каждого ребенка.
Думаю, каждый педагог выбирает тот формат взаимодействия с родителями, который комфортен. Главное, чтобы общение с родителями представляло собой сотрудничество и давало возможность лучше узнать детей, посмотреть на них с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании их индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций.