МААМ-картинки

Единство учебной и воспитательной деятельности в начальной школе. Консультации для педагогов

СВЕТЛАНА МАКСИМОВА
Единство учебной и воспитательной деятельности в начальной школе. Консультации для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из основных векторов государственной политики в области образования является воспитание подрастающего поколения, а значит неотъемлемой приоритетной задачей становится повышение эффективности воспитательной деятельности.

Среди национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года определена следующая: «… создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Темочки:

В соответствии с Законом об образовании, воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, концептуальными основами которых стали базовые (конституционные) российские ценности, целевые ориентиры и направления воспитания. Единство, целостность и преемственность образовательного процесса, последовательность и непрерывность личностно-ориентированного подхода – основа образовательных программ всех уровней образования. Ключевой аспект воспитания – это формирование российских традиционных духовно-нравственных ценностей. Принята к реализации формула «Успешный ребенок = успешный взрослый». В документах, регламентирующих образовательную государственную политику, подчеркивается мысль о единстве учебной и воспитательной деятельности. Утратила (а скорее всего и не имела смысла) логика: учить – на уроках, воспитывать – после уроков. Урок должен быть воспитывающим, и в любой воспитательной деятельности должен быть использован воспитательный потенциал изучаемых учебных предметов.

Актуальность темы статьи определяется необходимостью обеспечения единства

учебной и воспитательной деятельности в начальной школе на современном этапе.

Цель статьи: раскрытие путей реализации модулей программы воспитания начального общего образования.

В истории отечественной педагогики всегда находились выдающиеся личности, которые были мыслителями, оригинальными философами образования, незаурядными педагогами.

Значительный вклад в осуществление миссии воспитания внесли П. Г. Редкин, Н. И.

Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров и др. В их трудах отслеживаются идеи о величии общечеловеческих и национальных ценностей,

единстве воспитания и обучения, патриотизме, нравственности, ценности человеческой

личности, важности общего образования, самовоспитании и самообразовании; формировании творческой личности, активизации познавательной деятельности и др.

Признанным классиком отечественной педагогики стал Василий Александрович Сухомлинский. Посредством гуманной педагогики, не отрицая коммунистические идеалы, он, на примере собственной педагогической лаборатории в простой сельской школе, сумел сформировать из своих воспитанников счастливые, духовные и гармоничные личности. Концепция его педагогической системы базировалась на таких принципах, как доверие к ребенку; сотрудничество учитель – ученик – родители; воспитание без наказания; труд как творчество; получение знаний без принуждения. В. А. Сухомлинский успешно воплотил в практику условия авторского метода реализации любой педагогической идеи посредством длительного ее применения в творческом коллективе и

цельно. Шалву Александровича Амонашвили можно назвать феноменом отечественной

педагогики. Его духовно-педагогическое учение создано не только для современников, но и для будущих поколений педагогов. Его концепция гуманно-личностной педагогики ориентирована на личность ребенка. Ш. А. Амонашвили определил пять элементов системного воспитания:

1. Взгляд на ребенка.

2. Цель воспитания.

3. Подход к ребенку.

4. Личность воспитателя.

5. Образ нашей жизни.

Система воспитания, по мнению педагога, построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, событиями, проблемами, которые должны пониматься и приниматься учителями. Сегодня теме воспитания подрастающего поколения посвящено более 30 концепций, авторами которых являются Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, В. О. С. Газман, И. В. Дубровина, И. П. Иванов, И. М. Ильинский, Ю. А. Кудрявцев, В. Т. Месовский, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Н. Л. Селиванова, Н. М. Таланчук и др. Вероятность повышения эффективности воспитательного процесса тесно связана с количеством реализуемых подходов в педагогической практике. Начальная школа, которой в обновлении общего образования отведена огромная роль значимого этапа становления обучающегося, является фундаментом, где заклады ваются ценностные ориентации самостоятельной и творческой личности. Начальная школа — это школа позитивной социализации личности с установкой на развитие учебной самостоятельности и поиск решения проблем. Начальная школа —это школа проектирования универсальных действий «Учись учиться». Начальная школа — это школа игровой и проектной дидактики. Начальная школа — это школа диагностики успехов ребёнка, где главные ценности — услышать его, поверить в него и помочь ему реализовать себя в деятельности. Начальная школа — это зона ближайшего развития всего общества.

В ФГОС НОО рассматривает результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, Примерная рабочая программа воспитания определяет направления воспитания, представляет целевые ориентиры и результаты воспитания.

В Примерной рабочей программе воспитания заявлены основные виды, формы и содержание воспитательной деятельности: урочная деятельность, внеурочная деятельность, классное руководство, основные школьные дела, внешкольные мероприятия, организация предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями (законными представителями, самоуправление, профилактика и безопасность, социальное партнёрство и профориентация.

Педагогами начального общего образования нашего общеобразовательного учреждения были составлены Рабочие программы учебных предметов, в которых в каждом классе по каждому учебному предмету и в каждой теме указана деятельность учителя с учетом Программы воспитания. Таким образом, учителя, осуществляя педагогическое проектирование, задают ритм учебной работы, определяют, как сделать урок воспитывающим и каким образом будут достигаться ценностные ориентиры.

Воспитание состоит не в прямом воздействии педагога на обучающегося, а в их социальном взаимодействии, реализации системно-деятельностного подхода, когда результат воспитательных целей и задач педагога выражается в качественных изменениях

поведения и сознания обучающихся. Это организация содержательной жизни и развивающей деятельности детей совместно с педагогами, родителями, социальными партнерами. Выстраивая внеурочную деятельность на уровне начального общего образования в рамках курсов внеурочной деятельности, которые выбрали дети совместно с родителями, важно затрагивать значимые для обучающихся темы и правильно формировать внутреннюю мотивацию и усвоение ими ценностных ориентиров. Так, одними из значимых являются курсы внеурочной деятельности «Разговоры о важном», программа развития социальной активности учащихся начальной школы «Орлята России», «Знакомство с миром профессий», «Подвижные игры», «Учение с увлечением», «Проектная деятельность». Организуя воспитательную работу на уровне начального общего образования педагогу в первую очередь следует учитывать оптимальные виды деятельности: познавательную, игровую, трудовую, спортивную и др., а также сохранять традиции школы. Особенность, или уникальность, роли классного руководителя в начальной школе заключается в том, что педагог в течение рабочего дня находится рядом с обучающимися. Он должен четко знать, как живут его воспитанники, чем интересуются, какие проблемы их волнуют. Классный руководитель должен стать «модератором», внимательно относиться к разрешению различных ситуаций, в том числе конфликтных, не

должен оставлять детей наедине с их проблемами. Организуя воспитательный процесс, педагогу как классному руководителю следует обратить внимание, в первую очередь,

на наличие его авторитета в детском коллективе, собственные человеческие качества,

культуру поведения, общую атмосферу общения с воспитанниками, коллегами, родителями обучающихся. Важен стиль общения, который опирается на принципы дружеских отношений, уважения и разумной требовательности к учащимся. Модуль «Основные школьные дела» представляет систему воспитательных дел, построенных на основе уклада школы и представляет механизм формирования детского коллектива. Так традиционными стали мероприятия, посвященные государственным праздникам, акции, выставки, проекты, спортивно-оздоровительные мероприятия, предметные недели. Одним из полюбившихся стал трек «Читаем с министром» в рамках республиканского проекта «Теплые встречи», школьный проект «Культурное наследие России», ежегодная церемония «Ступени к успеху», школьная научно-практическая конференция "Будущее начинается сегодня». Ключевым моментом становится наличие событийно насыщенной и личностно-развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Построение конструктивного диалога педагогов с родителями, осуществление тесной коммуникации, в результате которых будет сформирован положительный имидж школы, построены доверительные отношения, появится заинтересованность родителей в достижении общих целей – направленность модуля «Взаимодействие с родителями (законными представителями)». Педагогами совместно с родительской общественностью традиционно проводятся школьные праздники, встречи с представителями различных профессий, экскурсии и походы, семейные спортивные соревнования и др. В практику работы вошли индивидуальные родительские консультации классного руководителя и педагога-психолога. Работая над реализацией модуля «Внешкольные мероприятия» важно учитывать, что личностно-значимый смысл имеет не количество проведенных мероприятий, а воспитательный эффект, который имел место в конкретном мероприятии: экскурсии различной направленности, выездные события, походы выходного дня.

Следует уделить внимание социальному партнерству и реализации совместных проектов патриотической, экологической, трудовой, благотворительной направленности, ориентированных на позитивное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.

Особое место занимает модуль «Профилактика и безопасность», в который включены мероприятия по технике безопасности и формированию здорового образа жизни. Педагогами школы был выбран проект «Полезные привычки», который направлен на формирование определенного типа мышления учащихся – осознания здоровьесбережения как важнейшего условия успешной жизненной самореализации каждого человека. В ходе его реализации были проведены беседы, презентации, просмотр видеороликов, викторины, онлайн-игры, обсуждения. Продуктом его реализации стали разработки мероприятий, формы опроса, сказки учащихся, рисунки, презентация, видеоролик. На протяжении последних лет продолжается работа по выстраиванию единой системы воспитания в образовательной организации. Одним из ключевых аспектов является развитие воспитательной среды: открытие и работа школьных театров, спортивных клубов, музеев, детских общественных объединений, центров детских инициатив. Особую роль здесь играет создание кейса позитивного воспитательного контента, развитие межпоколенческого диалога, просветительская работа с учащимися и их родителями. Ярким примером являются общероссийские открытые онлайн-уроки и Всероссийские родительские онлайн-собрания.

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций – цель, поставленная Федеральными государственными образовательными стандартами, для достижения которой должен быть правильно организован образовательный процесс. Его главную сущность составляет целостность – необходимость сохранения всех важнейших составных частей. Образовательный процесс направлен не только на формирование предметных и метапредметных результатов, но также на личностное развитие обучающихся. Эффективность процесса обучения во многом определяется степенью взаимосвязи и даже слиянием образования и воспитания.

Воспитание подрастающего поколения – это не только задача системы образования. Важна консолидация усилий всех институтов гражданского общества: семьи, учреждений культуры и спорта, молодежной политики, некоммерческого сектора, бизнеса и государства в целом. Объединив усилия, нам удастся добиться важной цели – воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Урок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школеУрок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школе Состоялся очередной урок внеурочной деятельности "Разговоры о важном", который прошел под названием "День Земли". Цель занятия: Дать понятие.

Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе «Все дети любят рисовать»Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе «Все дети любят рисовать» Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе в мае 2018года. По традиции в мае всегда проходит выставка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Единство учебной и воспитательной деятельности в начальной школе. Консультации для педагогов
Опубликовано: 2 января 2025 в 11:00
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Единство учебной и воспитательной деятельности в начальной школе. Консультации для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА МАКСИМОВА (УИ 878596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 января 2025 воскресенье
06 января 2025 понедельник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД