Анна Филиппова
Дыхательные упражнения на развитие речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
I этап
Цель: выработать у детей более глубокий вдох и более длительный выдох.
В процессе занятий дети получают знания об основных дыхательных процессах : вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать.
Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.
Публикация «Дыхательные упражнения на развитие речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Рекомендуемые игры и упражнения : надувание воздушного шарика, стрельба из воздушного ружья, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка, "Воздушный футбол", "Листопад", "Снегопад", "Кораблик", "Лети, перышко", "Помоги герою сказки" (см. Приложение).
Упражнение "Не потеряй пушинку". Ребенок кладет на ладонь легкую пушинку, делает вдох через нос и начинает, медленно выдыхая через рот, поддувать вверх пушинку (упражнение сопровождается музыкой).
Упражнение с использованием иллюстраций к знакомым детям сказкам. Например, эпизод "Встреча колобка с лисой" из сказки "Колобок" представлен в следующем виде: на картинке изображена лиса перед пустым пеньком, а плоскостной колобок накладывается на пенек. Предлагается "спасти колобка". Ребенок делает вдох через нос и плавным выдохом через рот сдувает колобка с пенька. Аналогично можно интерпретировать другие сказки.
Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль:
• наматывание нитки на клубок;
• поднесение тыльной стороны ладони ко рту;
• движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали
II этап
Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.
На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем - согласные звуки. Сначала выдох делается на глухих проторных согласных: "Ф", "С", "Ш", "Х". Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.
Звуковые дыхательные игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения.
Рекомендуемые игры и упражнения : "Лесная азбука", "Дует ветерок", "Комар", "Жуки", "Рычалка", "Мычалка", "Дирижер", "Варим кашу", "Семафор"
Игра "Обезьянка". Проводится перед зеркалом. Взрослый говорит детям: "Представьте, что на вас смотрит обезьянка и все за вами повторяет". Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: "О" - удивились; "У" - обиделись; "А" - обрадовались.
Игра "Большой - маленький". Детям показываются парные предметные картинки "большой - маленький". Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком "Ф", а маленький - "ФЬ" и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Другие варианты парных картинок: пожарный шланг и душевой шланг ("С", "СЬ", ветряная мельница и комнатный вентилятор ("В", "ВЬ").
III этап
Цель: развитие речевого дыхания.
Этот этап является базовым в работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки.
На первых занятиях используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.
Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ). Затем дети "поют" двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др., трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки, двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).
Используются схемы-модели предложений - "вагончики" (рис. 2). Рекомендуемые звуковые речевые игры : "Дразнилка", "Изобрази животное - сочетание речи с движением, "Эхо"
Пример. Дети произносят слово "мама" (ставится 1-й вагончик, а затем предлагается произнести слово "мыла" (ставится 2-й вагончик). Аналогично произносятся фразы из трех, четырех слов, разучиваются поговорки и скороговорки.
IV этап
Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Воспитатель проговаривает фразу, типа: "Это яблоко большое и красное", поднимает руку вверх (вдох, опускает вниз (выдох). При акценте на одном из слов - рука движется в горизонтальной плоскости.
Используются схемы предложений, где слово - "вагончик", на котором сделан акцент, закрывается фишкой.
Как звукоречевая гимнастика используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением, пение песен.
Рекомендуемые игры: "Поезд", "Полет на шарике", "Веселые движения", "Потягушеньки" .
Успех ребенка на каждом этапе закрепляется постоянным надзором за дыханием, разъяснением и соответствующим внушением.