Ксения Пителина
Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Публикация «Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Согласно современным медицинским исследованиям, при выполнении дыхательных упражнений, все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать и как следствие организм человека становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
При выполнении дыхательной гимнастики дошкольники учатся управлять своим дыханием и как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия, помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
«Дыхание - это жизнь». Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
К органам дыхания относятся : грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины.
Правила, принципы и методы проведения дыхательной гимнастики.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют :
- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,
- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,
- восстановлению носового дыхания при его нарушении.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
- Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упражнений должна быть 3-4 раза.
- В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
- Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
- Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
- Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
- Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
- Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
- Все упражнения выполнять в игровой форме.
Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
- Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха;
- выдох происходит очень плавно;
- во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит только через рот.
Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот;
выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:
- как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном, музыкальном занятиях после нагрузки, в образовательной деятельности на различных занятиях;
- в утренней гимнастике;
- после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;
- в закаливающих мероприятиях;
- в любой двигательной деятельности детей;
- в домашних условиях.
Дыхательные упражнения делятся на:
- Закаливающее дыхание :
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
«Найди и покажи носик» Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2. Основная часть Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку» Каждый реб нок бер т носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к тв рдому н бу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
«Носик балуется» На вдохе реб нок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах» Реб нок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочер дно закрывая их указательным пальцем.
«Носик по т песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и по т: «Ба – бо – бу».
«Поиграем носиком» Реб нок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
Заключительный этап. «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Т те. покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И по т нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри,
Упражнения, вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде,
«Кораблик»
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без воды.
«Пузырьки»
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка - соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«Рисуем на песке»
Ребёнку предлагается дуть в трубочку - соломинку на сухой песок, который мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие-нибудь предметы или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.
Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой – нибудь предмет.
«Горох».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.
- упражнения на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики,
«Акробат»
В цирк сейчас я поиграю,
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану-
Проползу и не устану.
На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.
«Футбол»
Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».
- упражнения для формирования диафрагмального дыхания
«Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
- упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания.
Упражнение. «Ветер дует»
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать
на носки, подуть,
Я подую низко
(руки перед собой, присесть и
подуть).
Я подую далеко
(руки перед собой, наклон
вперед, подуть).
Я подую близко
- упражнения на закрепление диафрагмального типа дыхания.
Упражнение «Перекаты»
Выполняется стоя, руки на поясе. Подниматься на носки - вдох, опускаться на пятки — выдох, т. е. «перекатываться». Корпус держать прямо.
Ты носочки поднимай,
Ты носочки опускай.
Чики-чики-чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка — на дудочке,
Петушок — на будочке,
Зайчик — на тачке,
Мальчик — на собачке.
- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос,
«Ёжик»
Ежик добрый, не колючий,
Поворот головы вправо, шумный вдох носом.
Посмотри вокруг получше.
Поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот.
- упражнения с проговариванием звуков.
«Петушок»
Крыльями взмахнул петух,
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны
Всех нас разбудил он вдруг.
Вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
(повторить 5-6 раз)
«Носик»
Мы немного помычим
Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м»,
И по носу постучим.
Одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.
«Каша кипит»
Сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди, втягивая живот и набирая воздух в грудь, выдох – опуская грудь и выпячивая живот, при выдохе громко произносить «ф-ф-ф».
«Буква О»
Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Не под окном, а около
(руки вверх, в стороны, кругом)
Каталось О и охало
(дважды плавные круговые
движения перед собой,
О охало, О охало
(те же движения)
Не под окном, а около
(руки в стороны, вниз).
Заключение.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе «ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.