Папки-передвижки

Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду

Ксения Пителина
Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду
▼ Скачать +Заказ

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Публикация «Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду» размещена в разделах

Согласно современным медицинским исследованиям, при выполнении дыхательных упражнений, все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать и как следствие организм человека становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.

При выполнении дыхательной гимнастики дошкольники учатся управлять своим дыханием и как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия, помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.

«Дыхание - это жизнь». Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

К органам дыхания относятся : грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины.

Правила, принципы и методы проведения дыхательной гимнастики.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют :

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,

- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его нарушении.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

- Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упражнений должна быть 3-4 раза.

- В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.

- Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

- Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.

- Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)

- Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.

- Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.

- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

- Все упражнения выполнять в игровой форме.

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

- Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха;

- выдох происходит очень плавно;

- во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит только через рот.

Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот;

выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:

- как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном, музыкальном занятиях после нагрузки, в образовательной деятельности на различных занятиях;

- в утренней гимнастике;

- после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;

- в закаливающих мероприятиях;

- в любой двигательной деятельности детей;

- в домашних условиях.

Дыхательные упражнения делятся на:

- Закаливающее дыхание :

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

«Найди и покажи носик» Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2. Основная часть Игровые упражнения с носиком.

«Помоги носику собраться на прогулку» Каждый реб нок бер т носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к тв рдому н бу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

«Носик балуется» На вдохе реб нок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

«Носик нюхает приятный запах» Реб нок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочер дно закрывая их указательным пальцем.

«Носик по т песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и по т: «Ба – бо – бу».

«Поиграем носиком» Реб нок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

Заключительный этап. «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Т те. покажи.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И по т нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри,

Упражнения, вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде,

«Кораблик»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без воды.

«Пузырьки»

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка - соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Рисуем на песке»

Ребёнку предлагается дуть в трубочку - соломинку на сухой песок, который мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие-нибудь предметы или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой – нибудь предмет.

«Горох».

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.

- упражнения на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики,

«Акробат»

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

«Футбол»

Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».

- упражнения для формирования диафрагмального дыхания

«Надуй шарик»

Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

- упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания.

Упражнение. «Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать

на носки, подуть,

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и

подуть).

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон

вперед, подуть).

Я подую близко

- упражнения на закрепление диафрагмального типа дыхания.

Упражнение «Перекаты»

Выполняется стоя, руки на поясе. Подниматься на носки - вдох, опускаться на пятки — выдох, т. е. «перекатываться». Корпус держать прямо.

Ты носочки поднимай,

Ты носочки опускай.

Чики-чики-чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка — на дудочке,

Петушок — на будочке,

Зайчик — на тачке,

Мальчик — на собачке.

- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос,

«Ёжик»

Ежик добрый, не колючий,

Поворот головы вправо, шумный вдох носом.

Посмотри вокруг получше.

Поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот.

- упражнения с проговариванием звуков.

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны

Всех нас разбудил он вдруг.

Вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

(повторить 5-6 раз)

«Носик»

Мы немного помычим

Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м»,

И по носу постучим.

Одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.

«Каша кипит»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди, втягивая живот и набирая воздух в грудь, выдох – опуская грудь и выпячивая живот, при выдохе громко произносить «ф-ф-ф».

«Буква О»

Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Не под окном, а около

(руки вверх, в стороны, кругом)

Каталось О и охало

(дважды плавные круговые

движения перед собой,

О охало, О охало

(те же движения)

Не под окном, а около

(руки в стороны, вниз).

Заключение.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе «ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

Дыхательная гимнастика 1. «Часики» – Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». 10-12 раз..

Дыхательная гимнастика для детей Дыхательная гимнастика для детей. Упражнения для дыхательной гимнастики. "Дыхательная система ребёнка устроена Природой сложно и мудро.

Дыхательная гимнастика для дошкольниковДыхательная гимнастика для дошкольников Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно - оздоровительной работы в детском саду. Она, как правило, проводится в форме.

Дыхательная гимнастика для дошкольников (обучение идет поэтапно) 1этап. Выработка брюшного дыхания (лучше в лежачем положении). Одна рука лежит на животе, другая – на грудной клетке.

Дыхательная гимнастика в детском садуДыхательная гимнастика в детском саду Цели и задачи : • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание; • Улучшает дренажную функцию легких; • Устраняет некоторые изменения в.

Дыхательная гимнастика в игровой формеДыхательная гимнастика в игровой форме Цель: Научить ребёнка правильно дышать. Дыхательная гимнастика для детей очень полезна, ведь они более, чем взрослые, подвержены заболеваниям.

Дыхательная гимнастика. ЗОЖДыхательная гимнастика. ЗОЖ Цель:укрепление дыхательной мускулатуры;развитие верхних дыхательных путей,развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение.

Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 летГимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента " Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.

Дыхательная гимнастика для детейДыхательная гимнастика для детей Тема: «Дыхательная гимнастика для детей». У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду
Опубликовано: 19 января 2024 в 21:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Пителина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД