Михайлова Людмила
Дыхательная гимнастика как инструмент развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика, как инструмент развития речи у дошкольников.
Дыхательная гимнастика играет важную роль в развитии речи у дошкольников. Она представляет собой комплекс упражнений, направленных на тренировку дыхания и активизацию голосового аппарата. С помощью правильно подобранных упражнений можно не только улучшить дыхание и произношение звуков, но и развить мелкую моторику губ и языка, а также научиться контролировать свою речь.
Публикация «Дыхательная гимнастика как инструмент развития речи у дошкольников» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В современном обществе все больше внимания уделяется развитию речи у детей дошкольного возраста. Ранее считалось, что основной метод развития речи – это ее повторение и отработка определенных навыков. Однако последние исследования показывают, что дыхательная гимнастика может стать эффективным инструментом в этом процессе.
Для проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками достаточно несколько минут в день. Это может быть как индивидуальное занятие со специалистом, так и коллективные занятия в детском саду или школе. Главное – правильно подобрать комплекс упражнений, учитывая возрастные особенности детей и их индивидуальные потребности. В результате регулярных занятий дыхательной гимнастикой мы можем наблюдать положительные изменения в развитии речи у дошкольников.
Влияние дыхательной гимнастики на развитие речи у дошкольников.
Дыхательная гимнастика является эффективным инструментом для развития речи у дошкольников. Ежедневные упражнения по дыханию помогают укрепить мышцы речевого аппарата, что способствует более четкому и выразительному произношению слов.
Одной из основных причин недостаточной развитости речи у детей является недостаток контроля над дыханием. Дыхательная гимнастика помогает детям научиться правильно дышать, контролировать воздуховоды и использовать свои легкие для поддержания хорошей речи. Это позволяет им стать более уверенными в себе и легче выполнять произносительные задачи.
Упражнения по дыхательной гимнастике также способствуют активизации кровообращения в мозгу. Это повышает концентрацию и внимание, что положительно сказывается на обучении речи. Различные движения и положения тела, используемые в дыхательной гимнастике, также способствуют активации правого полушария мозга, отвечающего за развитие речи и языковые навыки.
Дыхательная гимнастика также помогает улучшить ритмические навыки у детей. Речь имеет свою собственную ритмику, и правильное дыхание играет важную роль в ее выражении. Упражнения по дыханию помогают детям осознать и контролировать эту ритмику, что делает их более грамотными и плавными при произношении слов. Кроме того, дыхательная гимнастика способствует развитию общей физической и эмоциональной подготовленности у дошкольников. Занятия по дыханию требуют от них усилий и концентрации, что способствует развитию самоконтроля, выносливости и стрессоустойчивости – все это необходимые качества для успешного обучения речи.
Основные принципы дыхательной гимнастики для развития речи у детей
Основные принципы дыхательной гимнастики для развития речи у дошкольников. Дыхательная гимнастика является эффективным инструментом для развития речи у дошкольников. Она позволяет не только улучшить дыхание и голосовую активность, но и развить артикуляцию, речевую моторику и логопедические навыки. Основные принципы дыхательной гимнастики для развития речи у детей включают следующие аспекты.
1. Правильная осанка. Для эффективного выполнения дыхательных упражнений необходимо иметь правильную осанку. Ребенок должен стоять прямо, с поднятой головой и выпрямленными плечами. Это поможет расширить его грудную клетку и обеспечить свободное дыхание.
2. Глубокое дыхание через нос. Для того чтобы достичь полноценного голосового потока, необходимо научить ребенка правильно дышать через нос. Это способствует более полному насыщению крови кислородом и повышению активности всех органов речи.
3. Работа с диафрагмой. Для улучшения контроля над дыханием и голосом следует научить ребенка активно использовать диафрагму - большую мышцу, отделяющую грудную полость от брюшной. При выполнении упражнений необходимо стараться максимально расширять боковые части живота и задействовать диафрагму для создания силы при выдохе.
4. Артикуляционные упражнения. Дыхательная гимнастика также включает в себя артикуляционные упражнения, направленные на развитие точности произношения звуков и формирование правильных артикуляционных движений. Ребенку предлагается выполнять различные движения языком, губами и челюстями, которые помогут ему осознать и контролировать свои артикуляционные органы.
5. Контроль за выразительностью речи. Подход к дыхательной гимнастике для развития речи у дошкольников должен быть комплексным, включая работу не только над физическими аспектами дыхания, но и над выразительностью речи. В ходе упражнений ребенку предлагается использовать различные интонационные модуляции, громкость и скорость произношения слов для создания более выразительного и эмоционального выступления.
Эффективные упражнения дыхательной гимнастики для развития речи у дошкольников.
Эффективные упражнения дыхательной гимнастики играют важную роль в развитии речи у дошкольников. В данном подразделе предлагается ознакомиться с несколькими эффективными упражнениями, которые помогут развить правильное дыхание и ясность произношения у детей.
Первое упражнение – "Шумная выдох". Попросите ребенка сделать глубокий вдох через нос, а затем медленно выдохнуть через рот, издавая при этом шум "ш-ш-ш". Это упражнение помогает развить контроль над выдохом и снижает скорость речи у детей, которые обычно говорят быстро и неразборчиво.
Второе упражнение – "Пузырьки". Дайте ребенку пластиковую трубочку и пузырьковый раствор. Попросите его делать глубокий вдох через нос, а затем медленно выдыхать через трубочку, создавая пузырьки. Во время выполнения этого упражнения мышцы лица и языка активно работают, что способствует развитию артикуляционных навыков.
Третье упражнение – "Счёт до десяти". Попросите ребенка сделать глубокий вдох через нос, а затем медленно выдыхать через рот, произнося числа от одного до десяти. Это упражнение помогает детям развить правильное и ясное произношение звуков.
Четвертое упражнение – "Расширение грудной клетки". Попросите ребенка поставить руки на грудь и делать глубокий вдох через нос так, чтобы его грудная клетка расширялась. Затем попросите его медленно выдыхать через рот. Это упражнение способствует развитию правильного дыхания и подготавливает мышцы для более ясного произношения звуков.
Пятое упражнение – "Взмах крыльев". Попросите ребенка сделать глубокий вдох через нос, а затем медленно выдыхать через рот, двигая при этом руками вверх-вниз, словно он взмахивает крыльями. Это упражнение помогает развить правильное дыхание и ритмичность речи у детей.
Проведение этих упражнений регулярно поможет развить правильное дыхание, ясность произношения и артикуляционные навыки у дошкольников. Важно проводить занятия с интересом и игровым подходом, чтобы малыши получали удовольствие от процесса. Сочетание дыхательной гимнастики с другими методиками развития речи может значительно повысить эффективность работы над развитием речевых навыков у дошкольников.
Практические рекомендации по включению дыхательной гимнастики в занятия речевым развитием у дошкольников.
Дыхательная гимнастика является эффективным инструментом для развития речи у дошкольников. Она помогает улучшить дыхание, расширить объем воздуха в легких и улучшить артикуляцию звуков. Включение дыхательной гимнастики в занятия речевым развитием может значительно усилить эффект от проводимых тренировок. В данном подразделе представлены практические рекомендации по включению дыхательной гимнастики в занятия с дошкольниками.
1. Начинайте каждое занятие с дыхательных упражнений. Пригласите детей сидеть прямо, закрыть глаза и медленно вдохнуть через нос, наполняя легкие свежим воздухом. Затем попросите их задержать дыхание на несколько секунд и медленно выдохнуть через рот, полностью выпуская весь воздух из легких. Повторите это упражнение несколько раз.
2. Используйте игровые элементы для привлечения внимания детей к дыханию. Например, предложите им вдыхать и выдыхать воздух, как будто они надувают и спускают шарик. Эта игра поможет детям лучше контролировать свое дыхание.
3. Проводите упражнения на расширение грудной клетки. Попросите детей сделать глубокий вдох через нос, затем поднять руки вверх и медленно выдохнуть через рот, опуская руки вниз. Это упражнение способствует развитию мышц грудной клетки и улучшает объем дыхания.
4. Играйте в «счет до 10». Попросите детей поочередно считать до 10, делая каждый следующий выдох все более продолжительным. Это помогает развить контроль над выдохом и артикуляцию звуков.
5. Комбинируйте дыхательную гимнастику с упражнениями на артикуляцию звуков. Например, попросите детей произносить определенные звуки или слова при выполнении дыхательных упражнений.
6. Заканчивайте каждое занятие расслабляющими дыхательными упражнениями. Попросите детей сесть в круг, закрыть глаза и медленно и глубоко вдохнуть, затем медленно выдохнуть через рот. Это поможет им успокоиться и расслабиться после активной работы.
Включение дыхательной гимнастики в занятия речевым развитием у дошкольников может значительно повысить эффективность проводимых тренировок. Помните, что дети лучше запоминают материал, когда они способны контролировать свое дыхание и артикуляцию звуков. Практические рекомендации, представленные в данном подразделе, помогут создать интересные и эффективные занятия для развития речи у дошкольников