юлия ефремова
Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды.
Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.
Для нравственно-духовного воспитания были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.
Для начала своей работы мы создали в нашей группе предметно- развивающую среду, соответствующую возрасту детей. Была создана библиотечка, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками. Было отведено место для театральной деятельности. В группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.
Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.
То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.
Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
Работа с родителями велась по двум основным направлениям:
- Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через активные формы взаимодействия детей и родителей.
- Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре.
Поэтому мы решили привлечь своих родителей к созданию выставки «В храме Божьем», где размещались фотографии с посещением церкви. Когда велась беседа с родителями и детьми, то взрослые рассказали, с каким событием были связаны эти изображения. Почти все фотографии были посвящены с крещением ребёнка. Выходило так, что родители рассказывали о том, как крестили его чадо.
Мы проводили выставки с помощью родителей такие как «Православные праздники в нашей семье», где так же дети совместно с родителями вели беседу о самых интересных традициях, которые проводятся на их семейном православном празднике. Следует заметить, что перед началом работы с этой темой проводится анкетирование среди родителей и выбирается тот докладчик, у которого православная традиция наиболее полноценна в своём содержании и полезна для воспитания гуманных отношений у детей данного возраста. Здесь же и проводятся с детьми народные игры.
Очень полюбилась нашим родителям такая выставка, как «Кулинарные рецепты во время поста». Многие из них взяли на заметку понравившиеся рецепты и были готовы предложить принести их для дегустации. Но для такого мероприятия было создана другая форма работы с родителями как чаепитие перед масленицей, где и дети и родители смогли пообщаться и провести свой досуг.
Многие мамы в нашей группе –домохозяйки и с удовольствием принимали участие в совместной деятельности с детьми в стенах детского сада. Они делились опытом при создании поделок. Иногда приходили бабушки и тоже являлись активными участниками творческого процесса.
Нами были проведены с помощью мам и бабушек такие выставки как изготовление цветов для Красного уголка «Русской избы», «Красный угол в нашем доме», «Пасхальные писанки», «Рождественская ёлка».
А 27 сентября в Воздвижение проводилось мероприятие «Рецепты к Великому посту».
14 октября, в Покров -«Поделки из овощей и фруктов».
7 апреля в Благовещение состоялся проект «Птицы», где родители помогали создавать птиц на занятиях по аппликации «Птички на ветке», и говорили о старинной традиции: выпускании птиц на волю из клеток.
В Троицу мастерили цветы и создавали букеты для наших столов вместе с детьми дома.
В праздник Преображения или Спас наши родители угощали детей яблоками со своего сада или огорода.
Но прежде всегда велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции и православные праздники».
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество. И традиции на день Ивана Купала проводятся при украшении берёзки, так же в инсценировке спектакля «Снегурочка». Масленица запоминается в проведении мероприятия с детьми на улице.
Наши родители участвуют в играх на праздниках, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.