Татьяна Русова
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать
тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся
и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
(В. А. Сухомлинский) (Слайд 2)
Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами : добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую, являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый стандарт. Подготовка заключается в анализе наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и кадрового обеспечения, выявлении проблем.
Четвертый год коллектив учителей нашей начальной школы работает по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС».
Задачи духовно-нравственного воспитания на этапе начального общего
образования:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание) (Слайд 3)
По данному направлению наработан богатый опыт, на основе которого разрабатана программа духовно-нравственного воспитания (ДНВ) младших школьников.
Анализ сложившейся системы работы по духовно-нравственному воспитанию позволил нам выявить проблемы и соотнести свой опыт с требованиями ФГОС.
Суть нового в следующем определении: «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности».
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Обозначим новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются:
в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового) :
• для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
• в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);
• в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
• в просветительской работе среди родителей;
в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);
• ДНВ предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;
• при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;
• духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы. (Слайд 4)
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
ФГОС предъявляет высокие требования личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. (Слайд 5)
Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое ребёнком эмоциональное состояние. (Слайд 6)
Важную роль в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т. к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний, День здоровья, День птиц; праздники: «Посвящение в первоклассники», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Лучше всех на свете – мамочка моя!»; праздник «Новый год»; урок мужества «Этих дней не смолкнет слава…», кругосветка «По следам героев произведений детских писателей», «Последний звонок» и др. (Слайды 7,8,9)
Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:
«Чистый берег» — проект предполагает проведение экологических мероприятий по очистке прибрежной зоны р. Боровки и озера «Боровское» (Слайд 10,
«Встречи с интересными людьми» — проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий как средство воспитания учащихся на личных примерах; (Слайд11)
«Школьный дворик» — проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора : озеленение, уборка, оформление клумб; (Слайд 12)